Учебно-
методическое
управление






ОСНОВНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
бакалавриат Педагогическое образование

 Направленность (профиль):  Культурологическое образование


Факультет

институт философии человека

Форма обучения

очная

Получаемая квалификация

бакалавр, программа академического бакалавриата

Нормативный срок обучения

4

Срок действия государственной аккредитации до

01.04.2019

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Выпускники бакалавриата могут работать в общеобразовательных учреждениях: школы, лицеи, гимназии; в учреждениях дополнительного образования (например, государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», районные Дворцы и Дома творчества) – педагогом дополнительного образования; учителем истории культуры города, искусства, мировой художественной культуры, краеведения; педагогом-организатором в детских театрах; в музеях, в туристических фирмах, учреждениях культуры.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

- педагогическая;- исследовательская

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский

2. Места прохождения практик:

Образовательные учреждения города: школы, лицеи, гимназии; институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена.

3. Конкурентные преимущества программы:

Обучающиеся поданной программе, имеют возможность познакомиться с деятельностью различных типов образовательных учреждений (лицей, гимназия, колледж, учреждения дополнительного образования). Проводятся встречи и мастер классы с ведущими специалистами в области культурологического образования, писателями и философами.

Образовательный процесс организуется в различных формах и с помощью разнообразных методов обучения. Ведущими являются активные, деятельностные формы и методы, такие, как: проектная работа, выполнение учебных исследований; дискуссии; деловые игры; тренинги; используются творческие формы проведения текущего контроля по дисциплинам. Программа внеучебной работы предполагает участие в деятельности разных сообществ (научных, творческих, общественных, спортивных, клубных, профсоюзных).

Обучающиеся направления подготовки "Педагогическое образование", профиль "Культурологическое образование" могут принять участие в деятельности студенческого научного общества, в многочисленных проектах института философии человека (например, в подготовке и проведении викторин для школьников), во всероссийских и международных конференциях и др.

4. Кадровый состав

В ходе освоения образовательной программы обучающиеся посещают практические и лекционные занятия высококвалифицированных преподавателей, среди которых заслуженные работники высшей школы, имеющие правительственные награды за вклад в развитие системы высшего образования.

Учебные дисциплины ведут ведущие специалисты в своих областях знаний (Заслуженный работник высшей школы РФ, д. искусствоведения, профессор Л.М. Мосолова, д. философских наук, профессора И.И. Докучаев, Т.В. Артемьева, д. культурологии, профессор Л.В. Никифорова, д. соц. наук, профессор М.Л. Магидович, д. искусствоведения, профессор А.В. Денисов и др.), являющиеся авторами монографий, учебников и учебных пособий по культурологии, мировой художественной культуре и др.

5. Аннотации к образовательным модулям по выбору студента.

Модуль «Методология культурологии»

Содержание дисциплин модуля «Методология культурологии» направлено на изучение основных методов и способов анализа культуры, а также специфики культурологического подхода в ее познании. При освоении дисциплин модуля «Методология культурологии» важно последовательное формирование у обучающихся понимания специфики и познавательных преимуществ исследовательских методов культурологии.

Дисциплины «Источниковедение культуры», «Методы изучения культуры» раскрывают широкий круг вопросов, связанных с изучением совокупности аналитических приемов, операций и процедур, установок, используемых в анализе культуры, методологического арсенала гуманитарных наук и адаптации их применительно к задачам культурологического характера, а также стратегии применения системы определенных методов для достижения оптимального результата. В процессе изучения дисциплин формируется система понимания сущности метода и возможностей его использования.

Кроме того, изучение дисциплин данного модуля позволяет уверенно ориентироваться в широком круге источников, эффективно работать в пространстве избыточных информационных полей, ориентируясь на достоверные источники и проверенные результаты, применять предметные знания при реализации образовательного процесса.

Модуль «Прикладная культурология»

Содержание модуля «Прикладная культурология» нацелено на развитие умений работы в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры и навыков проектной деятельности и организации и проведения консультирования в сфере культуры, а также на формирование умения создавать и реализовывать социокультурные проекты, направленные на совершенствование социокультурных механизмов жизнедеятельности общества.

Содержание модуля «Прикладная культурология» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Проектная деятельность в сфере культуры» «История повседневности», «Подготовка к учебной практике», «Деловой иностранный язык».

Освоение модуля «Прикладная культурология» также направлено на формирование умений практического применения полученных знаний для решения профессиональных задач учителя: создание и реализация социокультурных проектов, связанных с реализацией учебных программ и организацией внешкольных мероприятий, успешное усвоение и углубление полученных знаний за счет включения в учебный процесс элементов прикладных культурологических исследований – диагностического, маркетингового, прогностического.

Модуль «История культуры стран Северной Европы»

Содержание модуля «История культуры стран Северной Европы» охватывает широкий круг вопросов историографического, искусствоведческого, историко-культурного и философского характера, а также на то, чтобы максимально активизировать и оптимизировать индивидуальную творческую работу студента, нацеленную на развитие навыков научного поиска и анализа. Дисциплины, включенные в модуль «История культуры стран Северной Европы», преследуют общую цель – дать обучающемуся максимально полную информацию об истории и культурных реалиях стран Северной Европы с тем, чтобы обеспечить в дальнейшем комфортную межкультурную коммуникацию и умение взаимодействовать в межкультурной и межэтнической среде.

Содержание модуля «История культуры стран Северной Европы» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Культура стран Северной Европы на языке изучаемой страны», «История культуры региона»/«Регионоведение», «Научно-исследовательский практикум»/«Этнокультурологический практикум», «Литература стран Северной Европы»/ «История искусства стран Северной Европы».

Освоение модуля «История культуры стран Северной Европы» также направлено на формирование действий практического применения полученных знаний для решения профессиональных задач учителя, направленных на развитие навыков межкультурного общения, эмпатии и толерантности.

Модуль «Проблемы теории и истории культуры»

Содержание модуля «Проблемы теории и истории культуры» охватывает широкий круг вопросов, включающих философские, культурологические, антропологические и семиотические концепции культуры и методологию её изучения, актуальные теории культуры. Освоение дисциплин модуля способствует овладению культурой мышления, способностью к теоретическому анализу на основе обобщения и систематизации теоретического, лингвистического и конкретно-исторического материала. В содержании модуля «Проблемы теории и истории культуры» нашли отражение разработка проблем теории и философии культуры, а также знакового символического мира культуры (вопросы семиотики, лингвистики и герменевтики). Большое значение в модуле отведено языком изучаемого региона. В рамках модуля «Проблемы теории и истории культуры» обучающийся получает конкретные навыки проведения теоретического исследования, самостоятельного анализа культурфилософских и семиотико-герменевтических проблем для проведения научных исследований, участия в экспертно-консультационной работе.

Содержание модуля «Проблемы теории истории культуры» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Теория культуры», «Философия культуры», «Язык изучаемого этноса (региона)», «Семиотика и герменевтика», «Лингвистика и семиотика».

Освоение модуля «Проблемы теории и истории культуры» также направлено на формирование умений практического применения полученных знаний для решения профессиональных задач учителя: знание закономерностей и принципов формирования и реализации культурологического образования; умение осуществлять отбор учебного содержания для реализации в различных формах обучения профильным предметам.

Модуль «Межкультурные коммуникации стран Северной Европы»

Содержание модуля «Межкультурные коммуникации стран Северной Европы» охватывает широкий круг вопросов. В ходе контактных занятий и самостоятельной работы рассматриваются основные формы и виды коммуникации, дается характеристика теории межкультурной коммуникации, раскрываются особенности ее структуры, проводится анализ ее контекстов. Вводится понятие диалога культур, рассматриваются этнический, национальный и цивилизационный уровни их взаимодействия, а также формы процессов ассимиляции и интеграции и пути развития международного диалога культур в исторической перспективе и на современном этапе. Применительно к странам Северной Европы, анализируются особенности исследования межкультурной коммуникации, рассматривается в диахроническом аспекте вопрос о диалоге или столкновении культур, анализируется проблема сохранения национальной культуры стран Северной Европы в условиях глобализации и разные национальные подходы к этой проблеме в Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии. Северная Европа рассматривается под призмой исторического и современного культурного взаимодействия с Россией. В связи с этим, особую роль играют этнические и внешнеполитические стереотипы. Отдельно выделяются трудности, возникающие в процессе осуществления общения, роль языка как средства межкультурной коммуникации, значение языковой коммуникации как социолингвистического явления и пути достижения сформированности коммуникативной компетенции.

Освоение модуля «Межкультурные коммуникации стран Северной Европы» также направлено на формирование навыков практического применения полученных знаний для решения профессиональных задач учителя: воспитания установки на восприятие чужекультурного образа мышления, терпимости и уважения к другим культурам, формирование развитых коммуникативных умений по преодолению языковых и культурных барьеров, привития навыков решать практические вопросы взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотношений с представителями различных народов, стран, культур и формирования всесторонне развитой личности, готовой к конструктивному участию в межкультурной коммуникации.

Модуль «Основы театрального тренинга»

Модуль «Основы театрального тренинга» включает дисциплины: «Введение в сценическую речь» и «Введение в сценическое движение». Основное назначение дисциплины «Основы театрального тренинга» направленно на изучение голосовых, речевых и дикционных возможностей обучающихся через сценическо-речевой тренинг. Вторая дисциплина модуля «Основы театрального тренинга» направлена на формирование специальных движенческих навыков, которые обучающиеся смогут перенести непосредственно в драматическое искусство. Особое внимание в модуле «Основы театрального тренинга» уделяется саморазвитию средствами самостоятельного обнаружения скрытых дотоле проблем в психофизике обучающихся и улучшению выразительности тела и речи. В фокусе внимания педагогический аспект, а именно умение видеть и слышать партнера по сценической площадке, возможность скорректировать погрешности выполнения тренинга.

Модуль «Театральный тренинг»

Краткая характеристика модуля

Содержание модуля «Театральный тренинг» нацелено на развитие базового уровня актерского мастерства, понимания назначения актерского тренинга, способности к сценической импровизации, творческому поиску, грамотному использованию навыков актерского тренинга при работе с художественным материалом, при создании этюда. Особое внимание уделяется проявлению творческой инициативы (актерские приносы, творческие актерские акции, зачины).

Содержание модуля «Театральный тренинг» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Основы сценической речи», «Подготовка к учебной практике», «Историко-бытовой танец», «Основы актерского мастерства».

Освоение модуля «Театральный тренинг» также направлено на формирование навыков практического применения полученных знаний для решения профессиональных задач учителя при театрально-сценической работе с детьми. Особое внимание уделяется развитию универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе образовательных учреждений общего образования.

Модуль «Театральная работа с малыми формами»

Изучение театрально-сценических практических дисциплин являются необходимыми для подготовки специалистов высшей квалификации в области театрального образования. Формирование всесторонне подготовленного педагога-режиссера также невозможно без усвоения методических знаний и современных достижений в театральной педагогике и театрально-художественной культуре.

Модуль направлен на освоение целостности небольших драматических и музыкально-сценических произведений, а именно: драматических отрывков, сценических миниатюр, инсценировки песен, танцевального и музыкально-пластического номера, одноактного драматического произведения. Приобретенные сценические умения, а также теоретико-методологические и культурно-художественные знания, накопленные при обучении, составляют фундамент для педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки театрального учителя.

Модуль «Освоение классической драматургии»

Основное назначение модуля «Освоение классической драматургии» связано с формированием специалиста высокого уровня, способного разбираться в произведениях мировой классической драматургии, выполнить режиссерско-драматургический анализ, а также осуществить учебную постановку спектакля по классическому драматическому произведению. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных сценических средств, приобретенных за время обучения навыков и умений. Особое внимание в модуле «Освоение классической драматургии» уделяется формированию эстетического вкуса будущего педагога-режиссера, саморазвитию средствами и методами театрально-сценического воспитания для достижения должного культурного уровня подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности. Модуль «Освоение классической драматургии» также формирует у студентов способность к режиссерско-драматургическому анализу, а при учебной постановке произведений классической драматургии – решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию.

Модуль «Подготовка выпускного спектакля»

В состав модуля «Подготовка выпускного спектакля» включены дисциплины, содержание которых раскрывает процесс постановки учебного выпускного спектакля. Структура и логика изучения дисциплин обеспечивает овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями и способами режиссерско-педагогической деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.

Дисциплина «Сценарная работа» способствует приобретению навыков создания сценария и подготовки театрализованного мероприятия, необходимых для современного режиссера школьного театра. Содержание дисциплины «Работа с гримом» направлено на подготовку внешней характерности создаваемого сценического образа. Ключевым моментом дисциплины «Создание актерского образа» является работа каждого студента над заданным персонажем выпускного спектакля, а именно: тщательное изучение выбранного для постановки драматического произведения; историко-географического, культурно-художественного материала вокруг выбранного драматического произведения, а также сочинение собственной биографической истории на основе заданного авторского текста.

Содержание дисциплины «Создание пластического образа» направлено на работу над внешним пластическим рисунком заданного персонажа: походкой, манерами, внешне характерными признаками, соответствующими возрасту, географическому региону, исторической эпохе, социальному положению и т.д. Также и содержание дисциплины «Создание речевого образа» способствует работе над речевыми особенностями данного персонажа, согласно исторической эпохе, национальности, возрасту, социальному статусу и т.д. Дисциплина «Основы музыкальной грамоты» направлена на развитие дополнительной подготовленности обучающихся в области музыкальной грамоты, необходимой при сценическом решении музыкальных кусков, а также инсценировке песен. В рамках модуля «Подготовка выпускного спектакля» обучающийся приобретает способность к использованию театрально-сценических приемов и методов при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере театрального образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

Календарный учебный график

Содержание ОПОП

История
Философия / Philosophy
Экономика образования / Economics of education
Иностранный язык / Foreign Language
Культура речи / Standard of speech
Концепции современного естествознания / Concepts of modern natural sciences
Основы математической обработки информации
Информационные технологии / Information Technologies
Психология / Psychology
Педагогика / Pedagogics
Безопасность жизнедеятельности / Safety Regulations
Методика обучения и воспитания (культурологическое образование)
Физическая культура и спорт / Physical education
Модуль "Профессиональное самоопределение"
Древний язык в генезисе философских понятий
Модуль "Основы профессиональной культуры"
Модуль "Первобытная культура и Древние цивилизации"
Модуль "Культура Средних веков"
Модуль "Культура раннего Нового времени"
Модуль "Культура Нового времени"
Модуль "Культура Новейшего времени"
Этика / Ethics
Эстетика / Aesthetics
Подготовка к государственной итоговой аттестации
Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
Риторика и эффективность речевого воздействия
Прикладная журналистика и общественные коммуникации
Евразия как текст культуры
Медиакультура
Визуальная культура
Религии и храмы Петербурга
Психология восприятия детьми художественного произведения
Технологии эффективного воздействия на аудиторию
Язык изучаемого региона (страны)
Театральный тренинг
Модуль "Основы театрального тренинга"
Модуль "Методология культурологии"
Модуль "Прикладная культурология"
Модуль "Театральный тренинг"
Модуль "История культуры стран Северной Европы"
Модуль "Театральная работа с малыми формами"
Модуль "Освоение классической драматургии"
Модуль "Проблемы теории и истории культуры"
Модуль "Межкультурные коммуникации стран Северной Европы"
Модуль "Подготовка выпускного спектакля"
Подготовка к работе вожатого в детском оздоровительном лагере
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Современный молодежный экстремизм

связь с администратором

сайт разработчиков