Безопасность жизнедеятельности включает широкий спектр вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека. В процессе изучения дисциплины студентам предстоит познакомиться: с основными опасностями и угрозами современного мира (природного, техногенного и социального характера), способами противодействия им, а также с действиями человека в чрезвычайных ситуациях в тех случаях, когда избежать опасностей не удается.
Выборгский филиал
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является одной из федеральных составляющих профессионального цикла федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата). БЖД рассматривается как учебная и научная дисциплина, в рамках которой изучаются опасности и угрозы, возникающие в процессе взаимодействия человека с производственной, бытовой и окружающей природной средой. Особое внимание уделяется системному подходу к изучению проблем безопасности и концепции безопасности личности.
Процесс обучения по БЖД включает лекции, лабораторные работы и самостоятельную работу студентов (домашние задания, рефераты и разделы для самостоятельного изучения).
Курс является продолжением и развитием изучаемой в средних учебных заведениях дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, что позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью человека вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социально – экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.
Обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточной риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск.
Цель данного курса – выработка идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения.
Сущность и содержание понятия «Безопасность жизнедеятельности». Законодательство РФ в области безопасности жизнедеятельности. Основные структуры, государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие безопасность граждан и населения. Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Способы противодействия природным, техногенным и социальным опасностям и угрозам. Основные способы оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.
Выборгский филиал
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Человеческий фактор и опасности техносферы. Воздействие опасностей на человека и техносферу. Эргономика. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Обеспечение чистоты окружающей среды. Защита от опасностей техносферы. Защита от опасностей при чрезвычайных ситуациях (ЧС). Организационно-правовые и экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.
Введение. Теоретические основы БЖД. Экологические аспекты БЖД. Классификация ЧС. Российская система предупреждения и действий в ЧС
Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение. Транспорт и его опасность. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. ГО и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения ГО. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация ГО в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.