Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.
Будущая карьера (возможные места трудоустройства)
Работа в качестве методиста в научно-методических центрах и образовательных учреждениях, учителя в начальных классах с полиэтническим составом учащихся, педагога дополнительного образования (коррекционная работа по русскому языку с иноязычными детьми) в школах и дошкольных учреждениях; работа в психолого-педагогических центрах, в Центрах раннего развития ребенка, в центрах «Семья».
Программа имеет своей целью развитие у магистрантов ряда важных кометенций, таких, как способность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса в полиязычной и поликультурной среде школы и дошкольного образовательного учреждения; готовность использовать современные технологии диагностики речевого и коммуникативного развития ребенка; готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки; готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для полиязычных детей.
Программа предусматривает подготовку квалифицированного специалиста в области лингвометодического и психолого-педагогического сопровождения детей, для которых русский язык не является родным. Магистрант получает реальную возможность оказывать помощь иноязычным детям в овладении русским языком, что позволит обеспечить их успешную интеграцию в русскоязычное общество. Выпускник сможет осуществлять необходимую психологическую поддержку детей и их семей, консультировать воспитателей и школьных учителей, работающих в полиязычных детских коллективах. В процессе обучения предполагается создание необходимой научно-теоретической базы, включающей подготовку в области психолингвистики, онтолингвистики, психологии, педагогики, лингвокульторологии, методики обучения русскому языку в полиэтнической образовательной среде.
1. Язык обучения: русский
2. Места прохождения практик:
Школы и дошкольные учреждения города, в которых ведется работа с иноязычными детьми.
3. Конкурентные преимущества Программы:
а. Преимущества обучения:
Преподавание и руководство магистерскими диссертациями осуществляется специалистами, имеющими большой опыт в области языкового образования учащихся начальной школы (научно-методическая школа действительного члена РАО, доктора педагогических наук Т.Г.Рамзаевой) и лингвистики детской речи (научная школа доктора филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин) и основана на научных исследованиях, ведущихся в течение многих лет преподавателями, участвующими в реализации данной магистерской программы. Разрабатываются оригинальные технологии языковой адаптации иноязычных детей, технологии обучения русскому языку в полиэтнических классах. В ходе обучения студенты имеют возможность участвовать в работе постоянно действующего семинара по онтолингвистике, на заседаниях которого ежемесячно выступают ведущие специалисты в области психолингвистики, языкознания и смежных дисциплин из России, Германии, Голландии. Студенты имеют возможность принимать участие в ежегодных конференциях по онтолингвистике, публиковать результаты своих исследований в сборниках работ молодых авторов, регулярно выпускаемых в лаборатории детской речи и на кафедре языкового и литературного образования ребёнка. Выпускники имеют возможность продолжать обучение в аспирантуре РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов и научно-исследовательских институтов (ИЛИ РАН) по специальностям «Теория языка», «Теория и методика обучения и воспитания».
b. Кадровый состав:
Руководитель программы – доктор филологических наук, зав. лабораторией детской речи, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, проф. С.Н. Цейтлин.
Преподаватели – авторы специально разработанных методических пособий, монографий по освоению русского языка как родного и неродного, методике преподавания русского языка.
c. Материально-техническое оснащение:
Лаборатория детской речи, располагающая крупнейшим в России Фондом данных речи детей, осваивающих русский язык как первый и как второй. В распоряжении студентов обширная библиотека книг и статей на русском и английском языках по проблемам курса. Магистранты Института детства имеют возможность работать в компьютерных классах и медиа-зале, участвовать в ежегодных вебинарах с российскими и зарубежными учеными (Москва, Томск, Саратов, Абакан, Стокгольм, Берлин) и студентами российских вузов (Елец).
d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:
Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН и рядом зарубежных университетов (Берлин, Утрехт, Стокгольм и др.). На ежегодно проводящихся сотрудниками кафедры международных научных конференциях «Проблемы онтолингвистики», «Языковое и литературное образование в современном обществе» магистранты выступают не только в качестве слушателей, но и в качестве докладчиков.
Выпускники магистратуры участвуют в международных проектах, совместно с немецкими и голландскими учеными, исследуя речь двуязычных детей с нормальным и отклоняющимся языковым развитием.