Аннотация дисциплины «Методология научного исследования »

Краткое описание

Факультет иностранных языков.

Магистерская программа «Иностранные языки в контексте современной культуры»:

Курс направлен на формирование системного представления о природе, закономерностях, механизмах и тенденциях научного познания в целом и в области науки о языке, в частности. Соотношение методологии и методов науки рассматривается с учётом их включённости в историко-культурный контекст. Особое внимание уделяется антропоцентризму, междисциплинарности и холизму современной науки. Знакомство с основными методами исследования языка ориентировано на применение полученных знаний для проведения научного исследования и изложения его результатов с высокой степенью самостоятельности.

Магистерская программа «Технологии обучения в языковом образовании»:

Содержание дисциплины позволяет ознакомиться с понятиями «методология» и «методология методической науки» как с системой знаний и как с деятельностью, разграничиваются методы эмпирического и теоретического исследования, раскрываются вопросы взаимосвязи методики с другими науками и подчеркивается актуальность данных базисных для методики наук для научных исследований различного уровня. В рамках курса подробно изучаются вопросы организации индивидуальной исследовательской деятельности и технология подготовки магистерской диссертации по методике обучения иностранным языкам, предлагаются рекомендации по формулированию проблемы, темы, актуальности, гипотезы магистерского диссертационного исследования, а также по выявлению объекта и предмета исследования и постановке целей и задач. Курс завершается изучением способов анализа и оценки результатов экспериментальной деятельности.

В рамках магистерских программ, реализуемых институтом детства, дисциплина направлена на формирование у магистрантов компетенций, необходимых для целенаправленного и вариативного использования в профессиональной деятельности теоретических и экспериментальных методов современной психолого-педагогической науки, на развитие методологической культуры, способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного профиля своей профессиональной деятельности. Особое место в изучении дисциплины отводится формированию целостного представления о методологии современной науки и методах организации научного исследования в образовании. В содержание дисциплины включено изучение функций методологии в науке и практике образования, этических и правовых норм в исследовательской деятельности, проблемное рассмотрение современных теоретико-методологических подходов, анализ основных характеристик и методов научного исследования. Большое внимание уделяется рассмотрению структуры научного и терминологического аппарата диссертационных исследований в области образования, анализу современных теоретических и эмпирических методов исследования, а также проблеме выбора научного подхода и методов для его реализации. В ходе освоения дисциплины магистранты овладевают методами обработки и интерпретации данных, знакомятся с различными формами представления результатов исследования.

В содержании дисциплины, изучаемой в институте музыки, театра и хореографии, исследуются современные стратегии развития образования, теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности. Большое место в изучении дисциплины занимают анализ тенденций развития современной науки и способов осмысления и критического анализа научной информации, определение перспективных направлений научных исследований. Особое внимание уделяется специфике научно-исследовательской работы в области педагогики музыкального образования, овладению современной научной русской и иноязычной лексикой, необходимой для глубокого понимания изучаемых проблем, использованию экспериментальных и теоретических методов исследования в профессиональной деятельности, адаптации современных достижений науки и наукоемких технологий к образовательному процессу. В процессе обучения совершенствуются владение современными методами научного исследования и навыки самостоятельного проведения научных исследований.

Основные темы

Факультет иностранных языков.

Магистерская программа «Иностранные языки в контексте современной культуры» :

Природа и сущность науки. «Науки о духе» в системе научного знания. Понятие «научной парадигмы», по Т. Куну, и его роль в решении проблем методологии. Общенаучная методология и частная методология. Методология в языкознании как учение о принципах исследования в науке о языке. Основные методы филологических исследований: метод компонентного анализа, методы количественного анализа (общая характеристика), метод контекстуального (контекстологического) анализа, метод концептуального анализа; метод интроспекции. Использование компьютерных технологий в филологических исследованиях. Формы апробации и защиты результатов научного исследования (презентация, стендовый доклад, защита диссертации).

Магистерская программа «Технологии обучения в языковом образовании»:

Содержание понятий «метод» и «методология». Классификация научно-исследовательской работы. Виды научных исследований. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации по теории и методике обучения иностранным языкам. Методы получения научного знания в области методических исследований. Методический эксперимент как многофакторный способ / метод исследования. Классификация экспериментов. Характер, структура и методика проведения эксперимента. Планирование эксперимента. Анализ и оценка результатов эксперимента

В рамках магистерских программ, реализуемых институтом детства:

Научное исследование в образовании. Методология как теоретический ориентир в науках об образовании. Логика организации и структура психолого-педагогических исследований. Методы психолого-педагогических исследований. Обработка и интерпретация данных. Оформление данных.

Институт музыки, театра и хореографии.

Основные темы дисциплины: Общая характеристика музыкально-педагогического исследования. Теоретические основы и проблематика современных музыкально-педагогических исследований. Методологические принципы музыкально-педагогического исследования. Логическая структура исследования. Методики и методы музыкально-педагогического исследования. Оформление результатов музыкально-педагогической работы. Интерпретация результатов музыкально-педагогического исследования.

Электронные образовательные ресурсы

Институт музыки, театра и хореографии.

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/

http://www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com

http://www.methodolog.ru

http://diss.rsl.ru

http://ft.nlr.ru

http://www.rubricon.com

http://proquest.umi.com/login

http://search.ebscohost.com

http://www.pedlib.ru/

http://www.musenc.ru

http://notes.tarakanov.net