Учебно-
методическое
управление






ОСНОВНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
магистратура Педагогическое образование

  Социальная онтология и философия образования


Факультет

институт философии человека

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

2

Срок действия государственной аккредитации до

бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Направления профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: педагогическая, научно-исследовательская, проектная.

По окончании образовательной программы магистратуры «Социальная онтология и философия образования» в РГПУ им. А.И. Герцена выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре (очная форма обучения, соискательство), а также могут работать в качестве:

- преподавателей философии, философско-культурологических, педагогических дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;

- сотрудников управленческих и государственных структур в сфере образования;- сотрудников информационно-аналитических отделов и служб в государственных учреждениях, политических организациях, политических партиях, издательствах и т.п.;

- сотрудников комитетов образования ( различного уровня);

- научных сотрудников в научно-исследовательских и образовательных институтах;

- пресс-секретарей и специалистов в области социального развития в производственных, государственных, образовательных, управленческих, бизнес структурах (куратор форумов, выставок, социальный технолог, разработчик образовательных траекторий, координатор и куратор образовательных on-line платформ, организации и проведения научных, культурных, просветительских мероприятий, проектов и т.п.).

Цель ОПОП

Данная магистерская программа представляет собой продуктивное соединение двух методологических подходов в познании динамического развития общества и образования, связанных, с одной стороны, с проблемами стратегического планирования, прогнозирования и управления сложными социальными и образовательными системами, с другой стороны, с предметными особенностями социальной онтологии и философии образования как академических направлений (в соответствии с Паспортом специальности ВАК, специальность 5.7.1 – онтология и теория познания, Диссертационный совет Д 33.2.018.04 по данной специальности действует на базе ИФ РГПУ им. А.И. Герцена). Данная магистерская программа позволяет готовить учащихся для продолжения научно-исследовательской деятельности и дальнейшего обучения в аспирантуре, а также для профессиональной педагогической и научной деятельности. Практическая значимость магистерской программы состоит в том, что она ориентирована на актуальный анализ потребностей рынка труда с точки зрения возникающих новых вакансий и запрашиваемых компетенций в сфере науки и образования с последующей профессиональной адаптацией учащихся к динамично изменяющимся условиям социальной жизни в ходе проведения учебных практик.

Социальная онтология является перспективным подходом в исследовании проблем общественного развития. Одним из существенных элементов детерминации социального бытия оказывается процесс образования, понимаемый как ресурс развития общества, способ бытия человека, важный фактор социальной динамики, механизм воспроизводства общества в исторической перспективе. Социально-онтологический подход к проблемам образования, воспитания молодого поколения и общества в целом представляет собой сущностный взгляд на мир, обеспечивающий человеческой цивилизации устойчивость и самовоспроизводство, т.е. удержание в сфере подлинных ценностей (сущностей), определяющих образцы поведения молодого человека. Данный подход связан с осмыслением вещей, процессов и явлений в их сущностной взаимосвязи через обобщающие конструкции и концепты, которые не могут быть найдены в эмпирической реальности, но связаны с совокупным рациональным и интеллектуальным опытом человечества. К числу важнейших проблем данной магистерской программы относятся вопросы онтологических оснований исторического процесса, структуры социального бытия, универсальных философских методов его познания, онтологических и гносеологических аспектов образовательной реальности и педагогической деятельности, управления важными социальными и образовательными проектами, теории и практики прогнозирования социального развития.

Данные вопросы актуальны в контексте современной ситуации, характеризующейся потребностью общества в новых профессиях и видах деятельности (координатор образовательных онлайн-платформ, разработчик образовательных маршрутов, системный аналитик в сфере образования, менеджер просветительских проектов, специалист по стратегическому прогнозированию и т.д.). Остроактуальными также являются проблемы систематического осмысления постматериальных ценностей молодежи, этноконфессиональной и информационной безопасности, экономики знаний и образования, стратегии управленческих решений, политических и правовых условий обеспечения образовательного процесса, онтологии конфликта, проведения коучинговых и форсайт-сессий в сфере образования и т.п.

Философия образования представляет собой остроактуальную междисциплинарную область знания, специфика которой состоит в объединении теоретической и практической рефлексии, рассмотрении наиболее общих проблем сущего и должного в сфере воспроизводства и качественного преобразования значимого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие современного общества (человеческого, социального, культурного и когнитивного капитала личности). Будучи принципиально ненормативной областью знания, философия образования обозначает и обосновывает пространство возможных сценариев решения образовательных проблем, выражая открытую для возможных интерпретаций точку зрения.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский

2. Места прохождения практик:

Места проведения практик варьируются и определяются в соответствии с научными и профессиональными интересами магистрантов и тематикой их выпускных квалификационных работ (школы, лицеи, университеты, научные издательства, информационно-аналитические центры, оргкомитеты и редакционные коллегии международных научных форумов и конференций и т.п.)

3. Конкурентные преимущества ООП:

а. Преимущества обучения:

Конкурентные преимущества предлагаемой магистерской программы состоят в том, что она ориентирована на актуальный анализ рынка труда с точки зрения возникающих новых вакансий и запрашиваемых компетенций в сфере науки и образования с последующей профессиональной адаптацией учащихся к динамично изменяющимся условиям социальной и профессиональной жизни. Будучи метапредметной областью знания, данная магистерская программа тесно связана с другими дисциплинами социогуманитарного направления (когнитивистика, философия управления, социальная философия, методология науки, философия культуры и т.д.), раскрывая их онтологические основания, определяя структуру и сущность современных социальных и образовательных систем на всех уровнях их организации. Конкурентная значимость программы также определяется тем, что она построена с учетом осмысления постматериальных ценностей молодежи (представителей поколений Y и Z как главных участников образовательного процесса в настоящее время), без учета которых невозможно эффективно выстроить образовательный процесс и грамотно планировать молодежную образовательную политику.

Определяющими признаками ОП в целом являются фундаментальность, междисциплинарность и ориентированность на новые профессии, что и обусловливает ее инновационный характер, вместе с применением новых образовательных методов и технологий.

Фундаментальность подхода к изучению социальной реальности предполагает использование универсальных философских методов (диалектика, феноменология, герменевтика, компаративистика, кросс-культурный анализ, структурно-функциональный анализ и др.) в сочетании с частными конкретно-научными методами исследования в различных сферах социального бытия.

Междисциплинарность является характерной чертой современного научного знания, отвечая новейшим трендам научного поиска и открывая нетривиальные перспективы научных открытий. Эвристический потенциал ОП проявляется на пересечении общефилософских, социально-антропологических, педагогических и культурно-исторических методов и подходов. Вместе с тем, современный междисциплинарный подход характеризуется применением цифровых, компьютерных, интерактивных, коммуникативных, дистационных технологий, сетевых форматов взаимодействия преподавателей и обучающихся в процессе освоения и закрепления учебного материала.

Ориентированность на новые профессии и востребованные обществом компетенции подразумевает обращение внимание на то обстоятельство, что современная ситуация характеризуется потребностью общества в новых профессиях и видах деятельности (координатор образовательных онлайн-платформ, разработчик образовательных маршрутов, системный аналитик в сфере образования, менеджер просветительских проектов, специалист по стратегическому прогнозированию обучающего процесса и т.д.). Эти вопросы, в частности, в актуальном режиме анализируется на сайте профессора РГПУ им. А.И. Герцена Т.В. Артемьевой «Вакансии для преподавателей и ученых» — этот информационный ресурс и опыт поиска вакансий в сфере науки и образования предполагается задействовать в ходе реализации магистерской программы и организации различных форм практик обучающихся.

Возможность получения дополнительных сертификатов связана с научной и организационно-практической деятельностью магистрантов по организации и проведению научных мероприятий Института философии человека, участием в научных проектах, публикационной активностью.

b. Кадровый состав:

В ходе реализации магистерской программы участвуют:

- 12 докторов наук, профессоров,

- 7 кандидатов наук, доцентов,

- 1 ассистент.

Среди них есть «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», двое являются «Заслуженными работниками науки и образования Российской Федерации», один является «Почетным работником сферы образования Российской Федерации».

Календарный учебный график

Содержание ОПОП

Модуль "Методология исследования в образовании"
Модуль "Профессиональная коммуникация"
Модуль "Онтология исторических и социальных процессов"
Mодуль "Методология познания социальных и образовательных процессов"
Модуль "Актуальные проблемы социальной онтологии и философии образования"
Модуль "Философия образования и социально-исторические типы рациональности"
Модуль "Социально-философские аспекты современных образовательных стратегий"
Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
Международно-правовая защита прав человека
Стратегии противодействия международному терроризму

связь с администратором

сайт разработчиков