Учебно-
методическое
управление






ОСНОВНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
магистратура Психолого-педагогическое образование

  Психология речи и психолингвистика


Факультет

институт детства

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

2

Срок действия государственной аккредитации до

01.04.2019

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства)

работа в качестве педагога дополнительного образования (развитие речи детей, подготовка ребенка к школе и т.п.) в школах и дошкольных учреждениях; работа в психолого-педагогических центрах, в Центрах раннего развития ребенка, в центрах «Семья». Магистранты, имеющие базовое логопедическое образование и работающие в качестве логопедов в школах и дошкольных учреждениях, получают возможность существенно повысить свою квалификацию.

Цель ОПОП

Программа предусматривает подготовку квалифицированного специалиста в области психолингвистики и лингвистики детской речи, способного разрабатывать и использовать на практике новейшие методы диагностики речи, а также технологии ее развития и коррекции. Выпускник сможет осуществлять необходимую психологическую поддержку детей и их семей, консультировать работников дошкольных учреждений и школ в области речевого развития детей. В процессе обучения предполагается создание необходимой научно-теоретической базы профессиональной деятельности, включающей подготовку в области психолингвистики, онтолингвистики (лингвистики детской речи), психологии, педагогики, методики речевой диагностики и других областях.

Краткая характеристика

1. Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский

2. Места прохождения практик: школы и дошкольные учреждения города, среди которых детский сад №85 Центрального района, школа № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и ряд других образовательных учреждений.

3. Конкурентные преимущества ООП:

a. Преимущества обучения:

Преподавание и руководство магистерскими диссертациями осуществляется специалистами, имеющими большой опыт научно-исследовательской работы в области изучения речевого онтогенеза (докторами и кандидатами филологических наук), работающими в составе единственной в России лаборатории детской речи. Коллектив лаборатории, возглавляемый доктором филологических наук, основателем Санкт-Петербургской школы онтолингвистики, в выполняет функции научно-методического центра по изучению речи детей дошкольного и школьного возраста. Проводятся ежегодные международные конференции по онтолингвистике с публикацией материалов. Создан Фонд данных детской речи, который является важным подспорьем при работе над магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями. Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН, с университетом Стокгольма, с Центром общего языкознания Берлина и другими ведущими научно-исследовательскими центрами страны России и зарубежья.

При активном участии магистрантов разработан и апробируется на практике опросник «МАКАРТ-РУС», используемый в России и за рубежом для диагностики речевого развития детей раннего возраста.

В ходе обучения магистранты участвуют в работе постоянно действующего семинара по онтолингвистике, на заседаниях которого ежемесячно выступают ведущие специалисты в области психолингвистики, языкознания и смежных дисциплин из России, Германии, Голландии. Магистранты имеют возможность принимать участие в ежегодных конференциях по онтолингвистике, публиковать результаты своих исследований в сборниках работ молодых авторов. Выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов и научно-исследовательских институтов (ИЛИ РАН) по специальностям 10.02.19 – «Теория языка», 10.02.01 – «Русский язык», 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания».

b. Кадровый состав:

Руководитель программы – доктор филологических. наук, зав. лабораторией детской речи , вед. сотрудник Института лингвистических исследований РАН, проф. С.Н.Цейтлин. Преподаватели: 4 доктора и 10 кандидатов наук – авторы специально разработанных методических пособий, монографий по освоению русского языка как родного и неродного, методике преподавания русского языка.

c. Материально-техническое оснащение:

Имеется лаборатория детской речи, располагающая крупнейшим в России Фондом данных речи детей. В распоряжении студентов обширная библиотека книг и статей на русском и английском языках по проблемам курса. Магистранты Института детства имеют возможность работать в компьютерных классах и медиа-зале, участвовать в ежегодных вебинарах с российскими и зарубежными учеными.

d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:

Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН и рядом зарубежных университетов (Берлин, Утрехт, Стокгольм и др.) На ежегодно проводящихся сотрудниками кафедры международных научных конференциях «Проблемы онтолингвистики», «Языковое и литературное образование в современном обществе» магистранты выступают не только в качестве слушателей, но и в качестве докладчиков.

Выпускники магистратуры участвуют в международных проектах, совместно с немецкими и голландскими учеными, исследуя речь двуязычных детей с нормальным и отклоняющимся языковым развитием.

e. Известные выпускники:

Ряд выпускников магистерской программы (А.А.Бондаренко, И.Н.Гридина, В.Д. Королев, Ю.С. Пузанова) продолжили обучение в аспирантуре по специальности 1.02.19- теория языка, и успешно защитили диссертации. Г.С.Рогожкина, закончив аспирантуру, работает в качестве педагога дополнительного образования школы № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Ю.С.Пузанова, Е.В.Галкина , В.Ю. Палешева активно работают в составе международного проекта, посвященного исследованию детского билингвизма, прошли стажировку в Германии (Берлин) и Голландии (Утрехт) .

Календарный учебный график

Содержание ОПОП

Философия образования и науки / Philosophy of Education and Science
Методология и методы организации научного исследования / Methodology and Methods of Scientific Research
Проектирование и экспертиза образовательных систем / Design and Expertise of Educational Systems
Научные исследования профессиональной деятельности психолого-педагогического направления / Scientific Research of Psycho-Pedagogical Professional Activities
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании
Социальная психология образования / Social Psychology of Education
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды / Formation of Psychologically Comfortable and Safe Educational Environment
Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления / Organization of Psycho-Pedagogical Proffesional Activities
Основы теории языка / Principles of language theory
Онтолингвистика / Ontolinguistics
Диагностика речевого развития / Diagnostics of Speech Development
Психолингвистика / Psycholinguistics
Психолингвистические основы освоения чтения и письма
Нейролингвистика / Neurolinguistics

связь с администратором

сайт разработчиков