Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.
Будущая карьера (возможные места трудоустройства)
работа в качестве педагога дополнительного образования (развитие речи детей, подготовка ребенка к школе и т.п.) в школах и дошкольных учреждениях; работа в психолого-педагогических центрах, в Центрах раннего развития ребенка, в центрах «Семья». Магистранты, имеющие базовое логопедическое образование и работающие в качестве логопедов в школах и дошкольных учреждениях, получают возможность существенно повысить свою квалификацию.
Программа предусматривает подготовку квалифицированного специалиста в области психолингвистики и лингвистики детской речи, способного разрабатывать и использовать на практике новейшие методы диагностики речи, а также технологии ее развития и коррекции. Выпускник сможет осуществлять необходимую психологическую поддержку детей и их семей, консультировать работников дошкольных учреждений и школ в области речевого развития детей. В процессе обучения предполагается создание необходимой научно-теоретической базы профессиональной деятельности, включающей подготовку в области психолингвистики, онтолингвистики (лингвистики детской речи), психологии, педагогики, методики речевой диагностики и других областях.
1. Краткая характеристика
1. Язык обучения: русский
2. Места прохождения практик: школы и дошкольные учреждения города, среди которых детский сад №85 Центрального района, школа № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и ряд других образовательных учреждений.
3. Конкурентные преимущества ООП:
a. Преимущества обучения:
Преподавание и руководство магистерскими диссертациями осуществляется специалистами, имеющими большой опыт научно-исследовательской работы в области изучения речевого онтогенеза (докторами и кандидатами филологических наук), работающими в составе единственной в России лаборатории детской речи. Коллектив лаборатории, возглавляемый доктором филологических наук, основателем Санкт-Петербургской школы онтолингвистики, в выполняет функции научно-методического центра по изучению речи детей дошкольного и школьного возраста. Проводятся ежегодные международные конференции по онтолингвистике с публикацией материалов. Создан Фонд данных детской речи, который является важным подспорьем при работе над магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями. Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН, с университетом Стокгольма, с Центром общего языкознания Берлина и другими ведущими научно-исследовательскими центрами страны России и зарубежья.
При активном участии магистрантов разработан и апробируется на практике опросник «МАКАРТ-РУС», используемый в России и за рубежом для диагностики речевого развития детей раннего возраста.
В ходе обучения магистранты участвуют в работе постоянно действующего семинара по онтолингвистике, на заседаниях которого ежемесячно выступают ведущие специалисты в области психолингвистики, языкознания и смежных дисциплин из России, Германии, Голландии. Магистранты имеют возможность принимать участие в ежегодных конференциях по онтолингвистике, публиковать результаты своих исследований в сборниках работ молодых авторов. Выпускники могут продолжать обучение в аспирантуре РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов и научно-исследовательских институтов (ИЛИ РАН) по специальностям 10.02.19 – «Теория языка», 10.02.01 – «Русский язык», 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания».
b. Кадровый состав:
Руководитель программы – доктор филологических. наук, зав. лабораторией детской речи , вед. сотрудник Института лингвистических исследований РАН, проф. С.Н.Цейтлин. Преподаватели: 4 доктора и 10 кандидатов наук – авторы специально разработанных методических пособий, монографий по освоению русского языка как родного и неродного, методике преподавания русского языка.
c. Материально-техническое оснащение:
Имеется лаборатория детской речи, располагающая крупнейшим в России Фондом данных речи детей. В распоряжении студентов обширная библиотека книг и статей на русском и английском языках по проблемам курса. Магистранты Института детства имеют возможность работать в компьютерных классах и медиа-зале, участвовать в ежегодных вебинарах с российскими и зарубежными учеными.
d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:
Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН и рядом зарубежных университетов (Берлин, Утрехт, Стокгольм и др.) На ежегодно проводящихся сотрудниками кафедры международных научных конференциях «Проблемы онтолингвистики», «Языковое и литературное образование в современном обществе» магистранты выступают не только в качестве слушателей, но и в качестве докладчиков.
Выпускники магистратуры участвуют в международных проектах, совместно с немецкими и голландскими учеными, исследуя речь двуязычных детей с нормальным и отклоняющимся языковым развитием.
e. Известные выпускники:
Ряд выпускников магистерской программы (А.А.Бондаренко, И.Н.Гридина, В.Д. Королев, Ю.С. Пузанова) продолжили обучение в аспирантуре по специальности 1.02.19- теория языка, и успешно защитили диссертации. Г.С.Рогожкина, закончив аспирантуру, работает в качестве педагога дополнительного образования школы № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Ю.С.Пузанова, Е.В.Галкина , В.Ю. Палешева активно работают в составе международного проекта, посвященного исследованию детского билингвизма, прошли стажировку в Германии (Берлин) и Голландии (Утрехт) .