Аннотация дисциплины «Социология массовых коммуникаций»

Краткое описание

Дисциплина "Социология массовых коммуникаций" читается студентам факультета философии человека очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению "Реклама и связи с общественностью" для профессионального умения ориентироваться в современном социуме в условиях массированной обработки общественного мнения СМК (средствами массовой коммуникации) и СМИ, с появлением новых информационно-компьютерных технологий, воздействующих на массовое сознание в коммуникативных практиках, в электоральном процессе, в PR, маркетинге и рекламе весьма актуальны проблемы исследования и понимания как особенностей и функций массовой коммуникации, так и сущности, структуры и свойств общественного мнения. Эффективность СМК и СМИ, рекламы и PR, журналистики и политических коммуникаций во многом зависит от знания социологических и социально-психологических характеристик массовой аудитории. Методами эмпирических исследований массовой коммуникации являются опросные социологические методы, контент-анализ и др. Сегодня актуальным является формирование у студентов навыков проведения массовых опросов; ознакомление их с основными технологиями, способами и «конструктами» манипулирования общественным сознанием.

Данный курс является междисциплинарным по отношению к общим профессиональным дисциплинам для бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью». Предложенный курс целесообразно также изучать будущим социологам, политологам, педагогам, журналистам в рамках программ бакалавриата

Основные темы

1. Особенности предмета дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ».

2. Массовая коммуникация: сущность, особенности, основные условия, виды. Основные модели массовой коммуникации.

3. Массовая аудитория: социологические и социально-психологические характеристики. Аудитория СМИ.

4. Основные социальные функции массовой коммуникации. Соотношение понятий «СМК», «СМИ», «ССК».

5. Паблик рилейшнз, реклама, журналистика: общее и особенное.

6. Политические коммуникации: понятие, структура. Политические функции СМИ.

7. Понятие, сущность и структура общественного мнения. Основные свойства и функции общественного мнения.

8. Основные социологические методы изучения общественного мнения. Виды интервьюирования. Анкетирование: требования к составлению анкеты.

9. Изучение документов. Контент-анализ.

10. Система и типология СМИ в российском обществе. Роль СМК и СМИ в современном обществе.

Электронные образовательные ресурсы

1. http://bookre.org/

Электронный читальный зал Рунета

2. http://www.iprbookshop.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.

3. http://www.biblioclub.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС)

4. http://grebennikov.ru/

Электронная библиотека ИД «Гребенников»

5. http://elibrary.ru/

Научная электронная библиотека

6. http://www.rsl.ru/

Российская государственная библиотека