Дисциплина "Социология массовых коммуникаций" читается студентам факультета философии человека очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению "Реклама и связи с общественностью" для профессионального умения ориентироваться в современном социуме в условиях массированной обработки общественного мнения СМК (средствами массовой коммуникации) и СМИ, с появлением новых информационно-компьютерных технологий, воздействующих на массовое сознание в коммуникативных практиках, в электоральном процессе, в PR, маркетинге и рекламе весьма актуальны проблемы исследования и понимания как особенностей и функций массовой коммуникации, так и сущности, структуры и свойств общественного мнения. Эффективность СМК и СМИ, рекламы и PR, журналистики и политических коммуникаций во многом зависит от знания социологических и социально-психологических характеристик массовой аудитории. Методами эмпирических исследований массовой коммуникации являются опросные социологические методы, контент-анализ и др. Сегодня актуальным является формирование у студентов навыков проведения массовых опросов; ознакомление их с основными технологиями, способами и «конструктами» манипулирования общественным сознанием.
Данный курс является междисциплинарным по отношению к общим профессиональным дисциплинам для бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью». Предложенный курс целесообразно также изучать будущим социологам, политологам, педагогам, журналистам в рамках программ бакалавриата
1. Особенности предмета дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ».
2. Массовая коммуникация: сущность, особенности, основные условия, виды. Основные модели массовой коммуникации.
3. Массовая аудитория: социологические и социально-психологические характеристики. Аудитория СМИ.
4. Основные социальные функции массовой коммуникации. Соотношение понятий «СМК», «СМИ», «ССК».
5. Паблик рилейшнз, реклама, журналистика: общее и особенное.
6. Политические коммуникации: понятие, структура. Политические функции СМИ.
7. Понятие, сущность и структура общественного мнения. Основные свойства и функции общественного мнения.
8. Основные социологические методы изучения общественного мнения. Виды интервьюирования. Анкетирование: требования к составлению анкеты.
9. Изучение документов. Контент-анализ.
Электронный читальный зал Рунета
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
3. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система (ЭБС)
4. http://grebennikov.ru/
Электронная библиотека ИД «Гребенников»
Научная электронная библиотека
Российская государственная библиотека