В содержании дисциплины дается характеристика психолого-педагогических основ обучения в вузе, методики и технологий организации образовательного процесса по биологии в высшей школе.
Представлены история и современные тенденции развития системы высшего образования в России; дидактические закономерности и принципы обучения, воспитания и развития студентов высших учебных заведений; подходы к организации образовательного процесса по биологии в высшей школе.
В содержании дисциплины описываются структура и функции биологического образования в вузе как педагогической системы.
Раскрываются особенности определения целей биологического образования в высшей школе с позиций компетентностного подхода. Представлены факторы, определяющие содержание биологического образования в вузе, даются принципы отбора содержания биологических учебных дисциплин.
Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение особенностей проектирования образовательного процесса по биологии в высшей школе, организационных форм обучения биологии в вузе.
Особое внимание уделяется современным методам и технологиям обучения, применяемым в биологическом образовании в высшей школе, а также современным технологиям контроля и оценки результатов образовательного процесса по биологии в высшей школе.
Методический блок дисциплины включает приемы определения целей, отбора содержания биологических учебных курсов, лекций, практических занятий и других организационных форм обучения биологии в вузе; методики и технологии, применяемые в различных организационных формах обучения биологии в вузе; технологии контроля и оценки учебных достижений студентов.
Содержание дисциплины включает творческие задания по разработке лекций и учебных программ по учебным дисциплинам для студентов-биологов высших учебных заведений.
Биологическое образование в вузе (исторический аспект).
Зарождение и история высшего образования в России. Концепция «научного образования» Н.И. Пирогова. Становление современного образования в высшей школе. Основные идеи, тенденции и принципы биологического образования в вузе. Цели биологического образования в высшей школе. Функции биологического образования в высшей школе. Компетентностный подход как основа определения целей и содержания биологического образования в вузе. Особенности содержания биологического образования в вузе.
Стратегия высшего образования в Европе и России в XXI веке.
Болонская декларация «Европейское пространство высшего образования». Академическая политика вузов России. Многоуровневая структура высшего образования в России. Основные принципы концепции многоуровневого образования: фундаментальность, обеспечение диверсификации, вариативности, выбор маршрутов; мобильность, интегративность; комплексный подход; активность и самостоятельность студентов.
Системные изменения в университетах: среда, технологии, отношения, ценности; модульная организация образовательного процесса; переход на индивидуальные образовательные маршруты, изменение роли преподавателя, позиции студента; академическое консультирование, система кредитов - зачетных единиц; новые подходы к учебно-методическим комплексам, изменение системы оценивания; изменения видов деятельности преподавателя.
Гибкость и своевременность реакции высшей школы на рынок труда. Обеспечение фундаментального образования с вариативными возможностями и опережающим потенциалом.
Стандарт ФГОС ВПО (
Изменение компонентов системы профессиональной подготовки магистров в условиях реализации ФГОС ВПО: ожидаемые результаты, имеющие выраженный компетентностный характер; преобразование содержания образования магистров, повышение его инновационной направленности; изменение технологий подготовки, их обновление и переоценка с позиции ожидаемых результатов; повышение роли практик и научно-исследовательской работы; реализация индивидуально-ориентированного обучения; изменение роли преподавателя в рамках образовательного процесса; установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц (кредитов) вместо часовых эквивалентов.
Формы обучения в высшей школе.
Формы обучения в вузе. Лекция как ведущая форма обучения биологии в высшей школе. Функции лекции. Требования к лекциям. Типология лекций. Структура лекции. Особенности лекций по биологии. Самостоятельная работа студентов как форма обучения биологии в вузе. Значение самостоятельной работы в подготовке студентов. Особенности аудиторной и внеаудиорной самостоятельной работы студентов. Практические занятия по биологии. Значение практических занятий для достижения целей биологического образования в высшей школе, а также для развития и профессионального становления студентов. Виды практических занятий (семинары, лабораторные занятия и т.д.). Практикумы и практики как формы обучения биологии в вузе. Особенности организации и виды практик побиологии.
Методы и технологии обучения в высшей школе.
Классификация методов обучения в высшей школе. Закономерности выбора методов обучения в учебно-воспитательном процессе. Применение активных, интерактивных, исследовательских методов в процессе обучения биологии в высшей школе. Многообразие педагогических технологий, применяемых в биологическом образовании в вузе.
Современные методы подготовки и чтения лекции.
Критерии оценивания лекции. Эффективность приемов организации проблемной мотивации. Качество содержания лекционного материала. Создание проблемной ситуации, анализ проблемы, выдвижение гипотезы, наглядность и увлекательность ее представления. Эффективность обучения студентов умению работать на лекции в ходе проверки выдвинутой гипотезы (гипотез): обучение логическому членению воспринимаемого материала (классификация, связывание, сравнение результатов с гипотезами), умению выделять исходные посылки, аргументы, методам и средствам доказательства, выводам, следствиям, работе с обобщениями, выведению заключения. Использование логической экспрессии: проблемного видения, альтернативного мышления. Риторика и речевая экспрессия лектора (культура речи, манера, импровизация, удержание внимания аудитории, оригинальность лексических средств, фразеологизмов). Эмоциональный контакт между лектором и обучаемыми. Полнота ответов на вопросы обучаемых. Эффективность обратной связи (рефлексивной оценки обучаемыми своей работы, степени активности на лекции и др.). Уровень реализации образовательных задач на лекции. Темп и соответствие времени выступления.
Учебная программа биологической дисциплины для высшей школы.
Требования оформления учебных программ высшего профессионального образования.
Компетенция как основа построения комплексного интегрального образа конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (специальности)..
Контроль в образовательном процессе по биологии в высшей школе.
Аутентичное оценивание уровня освоения учебных программ высшего профессионального образования студентами, обучающимися в разных университетах Европы (Болонский процесс, ECTS), как контрольно-оценочный инструмент, включающий накопительную систему оценивания (зачетные единицы или кредиты), модульно-рейтинговую систему и т.д.
Переход на динамическую трактовку результатов образования (наблюдение за изменениями в результатах образования). Изменение характера оценки (как комплексной, интегральной, междисциплинарной и имеющей гуманитарный характер). Методы текущего и итогового контроля: наблюдение, беседа, защита учебных портфелей, деловые игры, метод кейсов, экспертиза продуктов профессиональной деятельности на основе компетентностно-ориентированных тестов и ситуационных заданий, контекстных задач и т. д.
www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
www.school-collection.edu.ru Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.edu.of.ru Конструктор образовательных сайтов
www.nlr.ru Национальная библиотека России