Аннотация дисциплины «Философия науки и искусства»

Краткое описание

Цель дисциплины философия науки и искусства: совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня студент; способность свободно анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; владение навыками работы с философскими и научными текстами, касающимися проблематики музыкально-творческой деятельности и методикой написания исследовательских работ по проблемам философии музыки и музыкознания.

Основные темы

Музыкальная наука и искусство: пути сближения.Музыкальное искусство как многомерное явление. Необходимость сборки отдельных «музыкальных знаний» для получения синтетического (системного) знания о музыке. Роль философии музыки в получении такого знания. Вопросы синтетического знания о музыке в трудах отечественных и зарубежных исследователей XX–XXI вв.

Научные представления о музыке в эпоху древних государств (Индия, Китай, Греция)Определение исторических границ эпохи (III тыс. до н.э.– IV в. н.э.). Особенности музыкальной науки в это время. Включенность научных изысканий, имеющих отношение к музыке, в религиозно-философские, нравственно-эстетические и др. «духовные концепты». Два направления музыкальной науки: отыскание путей общения посредством звука, рождающегося в процессе пения или игры на музыкальном инструменте, с Высшими силами и выявление закономерностей звуковой организации музыки.

Становление науки о музыке в эпохи европейского Средневековья и Возрождения.

Исторические вехи данных эпох: IV–XIV вв. – европейское Средневековье; XV–XVI вв. – Возрождение. Специфика музыкальной науки в средневековой Европе: акцентирование служения музыки церкви, трактовка музыки как математической дисциплины.

Своеобразие научных представлений о музыке в эпоху Возрождения. Секуляризация музыкознания. Досуг, развлечение, наслаждение как важные «сюжеты» в сочинениях о музыке. Развитие теоретического музыкознания.

Музыкальная наука в XVII–XVIII вв.

XVII в. – эпоха рационализма, XVIII в. – Просвещение. Предпосылки объединения двух эпох (в историческом аспекте). Своеобразные черты изложения материала в трактатах о музыке XVII столетия: строгость, логичность, «проверенность» математикой. Теория аффектов и ее вклад в музыкальную психологию (Р. Декарт).

XVIII в. и его модель музыкознания. Установка на разумное, ясное, отчетливое. Понятие «эстетический вкус» и его значение в музыкальной жизни. Природа как образец совершенного в музыке.

Достижения музыкальной науки в XIX в.

Романтизм как ведущее направление в культуре первой половины XIX в. Доминирование чувства, сердечности, душевности. Значение «внутреннего измерения» человека. Интерпретация музыки в качестве искусства выражения. Роль личности в музыкальном творчестве.

Акцент на объективном в анализе музыкально-художественных явлений во второй половине XIX в. Завершение формирования национальных музыкальных школ. Расцвет российской школы. Идеи реализма, народности, «правды жизни» в русской музыке.

Электронные образовательные ресурсы

http://www.znanium.com

http://www.lib.alpinabook.ru

www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com