В содержании модуля рассматриваются вопросы по истории взаимодействия музыки и информационных технологий; общая терминология по всем направлениям курса электронной музыки (в области звука, тембра, технических изобретений, иностранные термины). Также в задачи и содержание курса входят: развитие аналитических навыков на основе анализа конкретных музыкальных произведений; формированием критического подхода к использованию литературных источников по данному курсу; изучение и использование в самостоятельных работах различных техник работы со звуком; развитием навыков анализа и пользования различными компьютерными программами в сфере музыки; стимулирование готовности и способности к самостоятельному освоению компьютерных программ, к самостоятельности творческих решений в создании музыки.
Исторические этапы взаимодействия музыки и электроники. 1-я пол. XX века. Возникновение первого электронного музыкального инструмента телармониум Т.Кэхилла, "Поющая дуга" У.Дудделя, шумовые инструменты: интонарумори, руморармонио и последующее их претворение в "конкретной музыке", первый электромузыкальный инструмент на вакуумных лампах аудишн-пиано, терменвокс Л.С.Термена, тратониум Ф. Траутвейна электрофон, ритмикой, радиоорган, эмиритон А.А.Иванова и А.В.Римского-Корсакова, "вариафон" Е.А.Шолпо, электроорган Л.Хаммонда, речевые синтезаторы вокодер и водер. 2-я пол. XX века: "Марк-1". Коммерческое использование, серийное производство синтезаторов, семплеров: синтезатор Р.Муга, Warbo Formant Orgel Х.Бодэ. Современные синтезаторы: Roland, Kurzwail, Korg, Yamaha, Cassio. Широкое использование электромузыкальных инструментов композиторами: Р.Зарипов ("Урал"), "АНС" Е.А.Мурзина (Э.Денисов, А.Шнитке, С.Губайдулина, Э.Артемьев, А.Волконский, П.Мещанинов и др.). Использование в концертах - соло и в сочетании с традиционными инструментами, а также в качестве звукового фона в фильмах, радиовещании, театре и на телевидении (волны Мартено, тратониум и др.). Обзор современного звукового инструментария. Классификация инструментов по способу генерирования звука: 1. Синтезирующие инструменты, 2. Аналоговые инструменты, 3. Семплеры с технологией WT-синтеза, 4. Синтезаторы, работающие по принципу физического моделирования звука, 5. VST-синтезаторы. Классификация инструментов по другим признакам: Электронные / адаптеризированные (имитирующие звуки акустических инструментов) Одноголосные / многоголосные. Спецификация MIDI. MIDI-интерфейс: аппаратный, формат. Ее реализация в синтезаторе / контроллере. Понятие MIDI-канала, MIDI-команда, MIDI-контроллер. Изучение художественных возможностей синтезатора. Повышение исполнительских навыков / Исполнительская практика Освоение новых (свойственных именно синтезатору) приемов звукоизвлечения, динамические. Новые средства отображения нотации: агогика, артикуляция, динамика, фразировка, нюансировка. Программирование установок различных исполнительских аспектов (тембр, исполнительские штрихи, динамику).Выбор / создание банка новых синтезированных звуков. Ввод данных Функции управления исполнительскими параметрами Выбор акустического эффекта, панорамирование. Педализация: назначение, программирование педалей. Искусство творческого музицирования. Совершенствование исполнительских навыков учащегося, освоение новых специфических навыков, связанных с переключением режимов. Чтение с листа. Импровизация: в различных стилях, направлениях, жанровая стилизация. Сочинение / аранжировка произведения используя возможности электронного музыкального инструмента. Ансамблевая игра: с т.н. готовой "минусовкой", другим электронным инструментом (MIDI-контроллер, компьютер).
http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов
http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн
http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»
http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру