Дисциплина “Музыкальная подготовка” является сопутствующей в системе специальных дисциплин, однако обладает исключительной важностью для подготовки. Она призвана помочь в освоении законов музыкального искусства.
Программа дисциплины состоит из трех самостоятельных курсов – “Теория музыки”, “Сольфеджио” и “Общий курс фортепиано”. Однако по существу три курса предстают как три необходимые грани овладения музыкальным искусством - теоретическая, слуховая и исполнительская - и находятся в сложных системно-дополнительных отношениях. Наиболее непосредственно связаны между собой “Теория музыки” и “Сольфеджио”, поскольку теоретический материал становится основой для формирования дифференцированных слуховых представлений и навыков аналитического слухового восприятия музыки. Слух практически осваивает все выявляемые теорией элементарные частицы музыкального языка (мелодические интонации, ритмические формулы, гармонические комплексы, полифонические приемы, элементы музыкальной формы и т.д.) и учится улавливать их функциональные значения (ладовые связи, метроритмическую организацию, гармоническую логику, принципы формальной организации) в конкретных музыкальных произведениях. В отдельных случаях “Сольфеджио” может опережать “Теорию музыки”, знакомя с теоретически не освоенными звуковыми явлениями, но теоретическое осмысление этих явлений обязательно должно сопутствовать слуховому опыту. Исполнительские навыки (игра на инструменте) могут быть выработаны и совершенствоваться лишь на основе музыкально-теоретической осведомленности и слуховой компетентности. В свою очередь именно практическое музицирование создает возможности для расширения и слухового опыта и теоретического кругозора.
Музыкальный язык. Временная организация музыки. Звуковысотная организация музыки. Мелодия. Вокальный и инструментальный типы мелодии. Виды мелодического движения (нисходящее, восходящее, поступенное, скачкообразное, мелодическое остинато). Закономерности строения мелодии. Полифония и принципы координации мелодических линий. Гармонический интервал. Понятия консонанса и диссонанса. Особенности полифонии строгого и свободного стиля. Контрапунктическая техника. Простой и подвижной контрапункт. Имитация и имитационное письмо. Гармония. Строение гармонической вертикали. Аккордовые и неаккордовые звуки. Виды аккордов. Гармонические функции. Закономерности высотной организации европейской классической музыки. Лад. Тональность. Система тонального родства. Система классической функциональной гармонии. Приемы ладотонального развития (отклонение, модуляция). Классическая гармония и ее становление в европейской музыке XVII-XVIII вв. Музыкальный тембр. Композиционно-архитектонические закономерности музыки и музыкальная форма.