Дисциплина включает в себя курсы: Физиология растений, Физиология человека и животных, Физиология высшей нервной деятельности и Экология человека.
Краткое описание:
В содержании дисциплины "Физиология растений" анализируется проблема о месте и значении фитофизиологии в современном обществе, как научной основы земледелия, экологии и передовых биотехнологии. В первых разделах освещаются структурная организация клетки, ее физиологические свойства, целостность и генетический потенциал. Важное место уделено анализу основного продукционного процесса на планете – фотосинтезу и возможности управления и повышения его продуктивности. Вместе с этим увязывается значение других физиологических процессов, влияющих на продуктивность посевов, водного режима, минерального питания, повышения стрессоустойчивости растений. Далее обсуждаются проблемы регуляции роста и развития растений. Здесь важное место уделено роли фитогормонов в жизни растений и различных их синтетических аналогов для управления жизненными процессами растений
Содержание дисциплины "Физиология растений и животных" включает рассмотрение процессов жизнедеятельности, как целого организма человека, так и отдельных его частей: клеток, тканей, органов и функциональных систем. Обсуждаются функции живого организма, механизмы их осуществления, взаимосвязь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Формируется системный подход при изучении физиологии – выявление многообразия типов связей между отдельными компонентами целостного организма.
В курсе «Физиология высшей нервной деятельности» рассматриваются основные принципы условнорефлекторной деятельности животных и человека, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта на системном, нейронном и биохимическом уровнях. Излагаются вопросы механизма образования условного рефлекса, процессов торможения в коре больших полушарий, аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, специфических особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Большое внимание уделяется проблеме нарушений ВНД и их профилактики. Даются классические и современные представления о ВНД. Подробно излагаются механизмы памяти, врожденные и приобретенные формы деятельности, потребности, мотивации и эмоции, механизмы сна, организация поведенческих реакций.
Основные темы курса "Физиология растений"
История развития учения о физиологии растений. Структура и функции клеточной стенки и мембран, физиологические свойства клетки. Роль апопласта и симпласта в передвижении веществ. Водообмен растений. Растение и засуха. Влияние избытка влаги на метаболизм растений. Углеродное питание растений. Пигменты. Химизм фотосинтеза. Теория фотосинтетической продуктивности растений. Дыхание, его значение. Гликолиз и цикл Кребса. Структура и функции АТФ-синтазы. ЭТЦ и роль кислорода. Регуляция дыхания. Минеральное питание растений. Роль макро- и микроэлементов. Биологическая фиксация атмосферного азота. Рост и развитие растений. Фитогормоны и их механизм действия. Синтетические фиторегуляторы и их применение. Механизмы стрессоустойчивости растений.
Основные темы курса "Физиология человека и животных": Ведение в физиологию человека. Физиология возбудимых тканей. Физиология мышечной ткани. Общая физиология центральной нервной системы (ЦНС). Частная физиология ЦНС. Принципы регуляции функций и механизмы их реализации. Физиология системы крови. Иммунитет и неспецифическая резистентность организма. Физиология сердечно-сосудистой системы. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. Выделение. Железы внутренней секреции.
http://www.bibliotekar.ru/447/34.htm -электрон.учебник для медиц. вузов Физиология человека под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько