Дисциплина призвана познакомить студентов с базовой информацией по истории образования в России, основными типами исторических источников и исследовательской литературой по теме курса, состоянием и структурой архивных фондов по истории образования. Обучающиеся должны научиться критически анализировать научную литературу по темам курса, оценивать положительный и отрицательный опыт российской дореволюционной школы, получить навыки работы в архивах и музеях.
Широко используются интерактивные методы проведения занятий: презентации, групповые дискуссии, обсуждение докладов, экскурсии.
Образование Министерства народного просвещения. Формирование учебных округов. Предварительные правила народного просвещения 1803 г. Устав 1804 г. Попечитель Санкт-Петербургского округа граф С. С. Уваров и его преобразования. Рост консервативных настроений в политике правительства в сфере народного просвещения. Отход от принципов Устава 1804 г. Министерство А. С. Шишкова. Устав 1828 г. и его реализация в учебных заведениях. Министерство графа С. С. Уварова. Возникновение системы гимназического образования. Либеральные реформы конца 50-60-х гг. в сфере образования. Министерство А. В. Головнина. Устав 1864 г. Возникновение первых женских гимназий. Российская средняя школа на рубеже XIX-XX веков: симптомы кризиса. «Школьная революция» 1905 – 1907 гг. Реформы графа П. Н. Игнатьева. Февраль и октябрь 1917 г. и судьба российской средней школы.
https://spbarchives.ru/spb_education_5 - Из истории петербургского образования в XVIII – XX вв.
http://www.edu.ru/index.php - Федеральный портал «Российское образование»
http://rsl.ru/ - Российская Государственная библиотека
http://www.nlr.ru/ - Российская Национальная библиотека