Ввиду того, что поэтические тексты представляют собой сложно устроенную кодифицированную систему как на уровне содержания, так и уровне формы, их декодирование требует от адресата глубокого понимания процессов речемыслительной деятельности при создании и восприятии подобного рода сообщений. Поэтому принципиальным моментом спецкурса является его междисциплинарный характер – наряду с использованием знаний, уже приобретенных слушателями в рамках классической лингвистики (лексикологии, грамматики, стилистики), активно применяются результаты когнитивной лингвистики и смежных с ней научных дисциплин – психолингвистики, когнитивной психологии, когнитивной антропологии и т. д. Основу построения спецкурса составляет диахронический подход, в рамках которого поэтический текст рассматривается как семиотический объект, подвергающийся изменениям в процессе эволюции мышления и языка – от реализации его в интерактивной форме (устный дискурс) и постепенного перехода к автономной (письменной) форме и к последующему становлению электронного типа поэтического дискурса. Такой подход позволяет проследить закономерность появления тех или иных поэтических форм в зависимости от уровня развития социума и культуры.
Проблема поэтического языка. Понятие поэтического (образного) мышления. Пространственно-образное отражение действительности. Когнитивная метафора как способ осмысления действительности. Роль фреймов (когнитивных моделей, сценариев) для ситуативно обусловленного познания. Роль памяти в речемыслительной деятельности человека. Этап ранней письменности. Период буквального переноса готовых речевых формул на носители. Соотношение пространственного и динамического в поэтическом тексте. Письменный автономный дискурс и его основные психофизиологические параметры. Визуальная традиция в поэзии. Электронный поэтический дискурс.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):