Курс необходим для интегрального представления психолога о труде и о задачах, решаемых в организациях, на предприятиях и любых социотехнических системах при помощи психологической науки. В мире нет такой дифференциации наук о труде, какая существует у нас, и для преодоления механицизма в представлениях психологов, необходим синтетический (системный) подход в описании задач науки и путей их решения. В содержании дисциплины нашли отражение разработка проблем активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности. В содержании дисциплины подробно освещаются использование на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация; рассматриваются возможности модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности; излагаются основы планирования и проведения прикладного исследования.
Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, проф. навыков. Актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики в целях обеспечения оптимальных взаимосвязей человека и условий профессии. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда. Методы психологии труда. Мотивы и цели деятельности. Планирование и регуляция деятельности. Проблема принятия решения. Внутренний конфликт, выбор варианта. Типы решений: импульсивные решения; решения с риском, уравновешенные решения, осторожные решения, инертные решения. Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров. Определение критериев и принципов подбора, разработки и адаптации методов психодиагностического исследования уровня сформированности психологических характеристик, требуемых профессией. Определение профессиональной пригодности. Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров.