Институт иностранных языков:
В рамках дисциплины «Методология и методы научного исследования» определяются понятия «методология» и «методология методической науки» как система знаний и как деятельность, разграничиваются методы эмпирического и теоретического исследования, раскрываются вопросы взаимосвязи методики с другими науками и подчеркивается актуальность данных базисных для методики наук для научных исследований различного уровня. В рамках дисциплины подробно изучаются вопросы организации индивидуальной исследовательской деятельности и технология подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) по методике обучения иностранным языкам, предлагаются рекомендации по формулированию проблемы, темы, актуальности, гипотезы магистерского диссертационного исследования, а также по выявлению объекта и предмета исследования и постановке целей и задач. Подчеркивается необходимость освещения новизны результатов, их значимости для методической науки и практики и перспективности в плане теоретической и экспериментально-опытной работы. Значительное внимание уделяется изучению методов получения научного знания в целом и методическому эксперименту как многофакторному методу исследования в частности, приводится классификация видов эксперимента. Подробно описывается возможный характер, структура и методика проведения эксперимента, а также осуществляется планирование экспериментальной деятельности обучающихся. Освоение дисциплины завершается изучением способов анализа и оценки результатов экспериментальной деятельности.
Магистранты психолого-педагогического факультета по направлению 050100 Педагогическое образование изучают данную дисциплину с целью погружения в процесс выполнения педагогического исследования. Программа учебной дисциплины построена по этапам выполнения педагогического исследования. Студентам предлагается осваивать методологию и методы современного исследования, опираясь на собственное магистерское исследование.
Дисциплина, преподаваемая на филологическом факультете, предполагает формирование устойчивых навыков отбора и использования методов при решении исследовательских задач и представления результатов научно-исследовательской деятельности.
В содержании дисциплины, преподаваемой на факультете технологии и предпринимательства, рассматриваются методологические основы и теоретические подходы к научному исследованию; классификации научных исследований; принципы и логика построение научного исследования; теоретические методы научного исследования; экспериментальные методы научного исследования; методы обработки данных научных исследований; презентационные методы научного исследования; требования к магистерской диссертации.
На факультете философии человека данная дисциплина вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом. В отличие от других познавательных дисциплин этого цикла предметом данной дисциплины является собственно научное, специализированное знание, его структура, рост и развитие, принципы и методы научно-познавательной деятельности
Освоение дисциплины "Методология и методы научного исследования", на факультете математики, направлено на формирование у будущего учителя системы знаний и умений, связанных с овладением современными способами диагностики качества математической подготовки учащихся, способами проектирования содержания, методик и технологий обучения математике на старшей ступени обучения, современными технологиями оценивания качества математической подготовки старшеклассников.
В содержании дисциплины, реализуемой на факультете русского языка как иностранного, исследуются основные элементы системы лингвистических знаний: знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей. Отмечается важность формирования способности применения полученных знаний при проведении самостоятельного научного исследования с использованием современных методов науки и написании собственного научного произведения (реферат, научная статья, магистерская диссертация и т.д.). Большое место в содержании дисциплины занимает рассмотрение методов лингвистических исследований, методологии сбора и систематизации научной и фактической информации, подготовка к защите выпускной квалификационной работы. Особое внимание уделяется развитию умения работать с основными информационно-поисковыми системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности, а также умения использовать понятийный лингвистический аппарат для решения профессиональных задач.
В процессе изучения дисциплины "Методология и методы научного исследования" на факультете физики предполагается ознакомить студентов с основными нормативными документами, регламентирующие различные уровни общего образования по физике в различные его исторические периоды; с методами и структурой организации обучения физике на разных уровнях общего образования; с методами и основами методологии научных исследований в области обучения физике на разных уровнях общего образования; с наиболее крупными отечественными и зарубежными научными школами по методике обучения физике и астрономии как научной специальности и характерные направления их исследований.
Институт иностранных языков:
Содержание понятий «метод» и «методология». Связь методики с другими науками. Классификация научно-исследовательской работы. Виды научных исследований. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации по теории и методике обучения иностранным языкам. Методы получения научного знания в области методических исследований. Методический эксперимент как многофакторный способ / метод исследования. Классификация экспериментов. Характер, структура и методика проведения эксперимента. Планирование эксперимента. Анализ и оценка результатов эксперимента.
Магистранты психолого-педагогического факультета по направлению 050100 Педагогическое образование изучают следующие основные темы: Разработка замысла и обоснование методов исследования проблемы. Контент-анализ понятия как теоретический метод. Анкетирование как метод сбора эмпирических данных. Интерпретация исследовательских данных. Эффективность внедрения результатов научных исследований в образовательную практику. Этическая ответственность исследователя.
Новые подходы к пониманию функций методов и методологии научного исследования в ХХI веке. Способы формированиятеоретической и эмпирической базы исследования. Организация научного исследования. Представление результатов научного исследования.
При изучении на факультете технологии и предпринимательства: Источники научных знаний в сфере образования. Принципы и логика построение научного исследования. Методологические основы и теоретические подходы к научному исследованию. Теоретические и экспериментальные методы исследования. Магистерская диссертация как вид научного исследования.
На факультете философии человека. Философия и наука. Структура познавательной деятельности. Исторические типы рациональности. Научное знание как элемент культуры. Методология научного исследования. Социально-гуманитарные науки и философия как типы
знания и познавательной деятельности. Современные концепции роста и развития научного знания
Методологические основы проведения исследований в области математического образования
Исследовательский аппарат
Теоретический анализ проблемы в методическом исследовании
Особенность проведения педагогического эксперимента в методическом исследовании
Способы обработки и представления экспериментальных данных
1. Методология современной лингвистической науки. 2. Методика лингвистических исследований. 3. Методология сбора научной и фактической информации. Библиографический поиск литературных источников. 4. Методология систематизации фактической информации. 5. Методология исследования состава лексического значения. 6. Методология сравнительного исследования. 7. Методология работы над рукописью собственного научного исследования.
при изучении на психолого-педагогическом факультете:
При изучении на филологическом факультете:
http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru; http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks; http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС); http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань».
При изучении на факультете технологии и предпринимательства:
1. Магистерская диссертация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vt.ulstu.ru/Master's%20thesis/index.htm
2. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/pedis.htm
3. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.tspu.tula.ru/res/math/mop/lections/lection_3.htm
4. Процесс научного творчества: основные термины и понятия [Электронный ресурс] http://aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=7
5. Сайт академика РАО Новикова А.М. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anovikov.ru
6. Сайт о математическом моделировании социально-экономических систем, в т.ч. образовательных и педагогических. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mtas.ru
Факультет русского языка как иностранного
1. Кашкин В.Б. Введение в теорию дискурса. Учебное пособие. М.: Восточная книга, 2010. - 152 с. ISBN: 978-5-7873-0482-4// http://www.iprbookshop.ru/vvedenie-v-teoriyu-diskursa.-uchebnoe-posobie.html
3. Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. М.: Флинта, 2011. - 416 с.ISBN: 978-5-89349-892-9//
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2654