Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» знакомит студентов с научными методами, историей естествознания и тенденциями развития. В настоящем курсе раскрываются такие понятия как корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; пространство, время; принципы современной физики. Данная дисциплина объясняет особенности биологического уровня организации материи, принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем, многообразие живых организмов; разъясняет процесс самоорганизации в живой и неживой природе, принцип универсального эволюционизма.
Выборгский филиал:
Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла. Изучаемая дисциплина позволяет сформировать и систематизировать у студентов знания о естественнонаучной картине мира, в том числе понимание, что в основе изучения природы лежат принципы преемственности и непрерывности при переходе от простых систем к более сложным, от закрытых к открытым природным системам, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере и обществу. Дисциплина также даёт ясное представление о картине мира как основе целостности многообразия природы и о человеке как продукте эволюционного развития материи.
История развития естествознания. Методы и методология естественнонаучного исследования. Структурные уровни организации материи. фундаментальные особенности организации Вселенной. Становление и развитие естественнонаучной картины мира. Основные принципы. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна. Концептуальные основы космологии; происхождение Вселенной. Концептуальные основы современной химии. Концептуальные основы современной биологии. Концептуальные основы современной экологии. Антропосоциогенез.
Выборгский филиал:
Наука как социальный институт. Деятельность учёных. Гипотеза и научная теория. Способ научного мышления. Научный метод. Многообразие научных результатов. Фундаментальные научные теории. Научная картина мира. Естествознание. Мировоззрение и его исторические формы. Две культуры. Мировоззренческий феномен паранауки. Оккультизм. История естествознания в контексте мировоззрения. Древняя наука. Геоцентризм и гелиоцентризм. Естествознание в Средние века и Новое время. Университет. Схоластика. Возникновение экспериментального естествознания. Формирование классического естествознания. Современная картина природы. Наука и жизнь. Отличия живого от неживого. Химические структуры жизни. Синергетика. Организменный уровень жизни. Надорганизменные структуры жизни. Эволюция жизни. Жизнь как процесс. Человек в современном естествознании. Антропогенез. Технологические (научные) революции и их место в формировании естественнонаучной картины мира. Экологические кризисы природы. Выживание человечества: идеи ноосферы и коэволюции.