В ходе дисциплины рассматриваются характерные особенности и своеобразие психологии различных исторических эпох и изменение психики человека в историии, психологию личности в контексте конкретной исторической эпохи. Также прослеживается эволюция восприятия, памяти и мышления. Студенты знакомятся различными направлениям и школами исторической психологии (Л.С.Выготский, Л.Н. Гумилев, М.М. Бахтин, И.С. Кон, М. Вебер, М. Коул, Э. Тэйлор, Д. Фрейзер и другие).В процессе изучения дисциплины раскрывается психологическое содержание истории, исторические механизмы, изменяющие психологию людей, студенты знакомятся с методами исследования в исторической психологии, принципами составления психобиографии.
Общая характеристика и особенности исторической психологии как научной дисциплины; формирование исторической психологии; этапы становления; особенности психики человека; животные социальные системы как аналог социальных систем человека; психогенез культуры; культурная история тела; историческая психология в изучении образов и восприятия; эволюция культуры речи в истории; память и мышление в исторической психологии; исторические эпохи и их психологическая характеристика; прогнозирование будущего.