В содержание дисциплины рассматривается система понятий, обеспечивающих психологическое содержание организационного проектирования, даются методические категории, необходимые для проектирования среды и ситуаций жизнедеятельности человека. Рассматриваются методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития организаций с позиций отечественной и зарубежной психологии. Особое внимание уделяется разработке практических рекомендации о том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в организации, как оказывать психологическую помощь человеку в контексте взаимоотношения человека и профессиональной деятельности и как реализовать психологическое проектирование ситуаций жизнедеятельности исходя из критериев доминирующих жизненных ориентаций. В практической части курс дает общее представление о системе методов психологического анализа и знакомит с основными приёмами диагностики поведения человека в организации, основными методами прикладной и практической психологии: аналитическими, проектировочными, технологическими и социальным экспериментом, как основной формой апробации психологических проектов на практике.
Дагестанский филиал:
Прикладная психология призвана формировать у студентов системы знаний о всех тех отраслях психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, музыка (музыкальная психология), спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.
Академическая, прикладная и практическая психология как направления профессиональной деятельности психологов.
Основные методы прикладной и практической психологии: аналитические, проектировочные, технологические.
Программа формирования, развития и коррекции психического образования как основная форма психологического проектирования.
Основные составляющие программы – проекты ситуаций и среды жизнедеятельности человека.
Трехкомпонентная модель жизненных ориентаций: ориентации на удовольствие (комфорт), самореализацию, самосовершенствование (духовная ориентация).
Терминальный образ как произведение искусства. Образ как портрет, тематическая картина, драматическое произведение.
Когнитивные составляющие жизненных ориентаций.
Общие характеристики ситуации жизнедеятельности.
Анализ и проектирование ситуации по критериям жизненных ориентаций. Ориентация человека на принятие другими.
Ориентация человека на духовные ценности (добро, истина, красота). Структурный аспект прикладной психологии.
Проектирование работы: организационная психология и психология труда. Проектирование семьи.
Дагестанский филиал:
Прикладной аспект психологии, когнитивная прикладная психология, прикладная социальная психология, прикладная биопсихология, прикладная психология развития, клиническая или медицинская психология, консультативная психология, психология здоровья, судебная психология, педагогическая психология, прикладная психология преподавания и приобретения знаний, психология труда, организационная психология, инженерная и эргономическая психология, космическая психология, спортивная психология, психология потребления, экологическая психология, политическая психология, прикладная психология как профессия.
http://humanpsy.ru (публикации преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://humanpsy.ru/metodichki (учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)
http://psychology.net.ru (Мир психологии)
http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)
http://www.koob.ru («Куб» - материалы по психологии)
http://psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)