Для направления 030300.62 Психология
В содержании дисциплины дается характеристика основных принципов и методов выявления психологических закономерностей, создания психологической теории и развития психологии как научной дисциплины. Описываются этапы развития научного знания и научные революции. Подробно освещается принципиальное отличие предмета науки психологии от предмета других наук. Говорится об аксиоматических основаниях научного мировоззрения, в том числе и в психологии. Дается характеристика основных парадигм в психологии, категориального строя психологической науки, обозначается применимость исследовательских методов в рамках отдельных парадигм. Изучается логика построения эмпирического исследования в психологии.
Для других направлений:
В содержании дисциплины описывается структура методологии науки, содержание классического идеала научности и его современные модификации;
содержание гуманитарного идеала научности. Особое внимание уделяется
сравнительному анализу методологии академической и гуманистической психологии в их исследовательских, прикладных и практических аспектах.
Рассматриваются различные подходы к определению предмета психологии;
Характеризуются основные виды, этапы, методологические принципы проведения психологического исследования.
Описываются система методологических принципов, психологических методов, их классификации, основные характеристики, достоинства и недостатки основных психологических методов. Рассмотриваются требования к качеству (надежность, валидность) психологических данных и методик, способы измерения надежности и валидности.
Для направления 030300.62 Психология
Познание мира человеком и его основные формы. Научное знание и его структура, проблема демаркации научного и ненаучного знания. Понятие истины и его исторические трансформации.Стадии развития научного знания. Понятия нормальной науки, научной революции и парадигмы в науке. Методология и метод и их функции в развитии научного знания. Виды методологической рефлексии знания. Аксиоматика и понятия объекта и предмета в психологии. Эмпирический и рационалистический пути познания в психологии: дедуктивные и индуктивные гипотезы.Методы в психологическом исследовании. Теория и закон в психологическом познании. Виды ошибок в психологическом познании. Категориальный строй психологической науки. Объяснительные принципы в психологии.
Для других направлений
Общее представление о методологии науки. Современное состояние и проблемы методологии науки. Классическая и постклассическая парадигма науки. Методология психологии, теория, метод и методика, дифференциация психологии и методологии. Специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание. Методологические принципы психологии – активность, развитие, детерминизм, системность. Организация, характеристика, виды и этапы исследования в психологической науке. Классификационные схемы методов академической психологии. Категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Проблема объективности. Наблюдение в психологии как метод получения информации. Научный эксперимент. Тестирование. Характеристики качества психологических данных. Праксиметрические методы. Коммуникативные методы. Структура психологических учений.
http://humanpsy.ru (публикации преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://humanpsy.ru/metodichki (учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)
http://psychology.net.ru/ (Мир психологии)
http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)
http://www.koob.ru («Куб» - материалы по психологии)
http://psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)