Курс ориентирован на овладение студентами первичными навыками применения экспериментального метода при проведении научных психологических исследований. Экспериментальный метод – основной научный метод в психологии, направлен на выявление причинно-следственных связей, имеет преимущества перед другими эмпирическими психологическими методами, так как является более доказательным и надежным. Овладение им необходимо для реализации различных профессиональных целей психолога-практика и психолога-ученого.
Для специальности "Психология служебной деятельности"
Теоретическое и практическое освоение дисциплины предполагает формирование у студентов научного мировоззрения, вооружение знанием основ экспериментальной психологии: основных категорий, методологических принципов построения современной отечественной и зарубежной экспериментальной психологии, технологией построения современных психологических исследований. Дисциплина призвана сформировать у студентов профессионально значимые качества, связанные с выбором и использованием конкретных психологических методов и методик психологического исследования, обработкой и интерпретацией полученных данных, а также знакомство с основами теории, методологии и практики экспериментальных исследований в психологии; ориентировка в системе методов психологических исследований; приобретение знаний по планированию психологических экспериментов.
Предмет и история экспериментальной психологии; Эксперимент как основной научный метод в психологии; виды психологического эксперимента; обеспечение доказательности эксперимента (виды валидности); планирование психологического эксперимента («доэкспериментальные», «истинные», «квазиэкспериментальные планы»); этика экспериментального исследования.
Экспериментальная психология как наука: предмет и задачи экспериментальной психологии. Научное исследование, его принципы и структура. Теория, научная проблема, гипотеза. История экспериментальной психологии, основные идеи, методы и достижения немецкой, английской, французской, американской и русской психологии к началу ХХ века. Методы исследования в психологии: классификация, экспериментальные и неэкспериментальные методы, эксперимент, наблюдение, моделирование, психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности и др. Психология психологического эксперимента: личность экспериментатора, испытуемого, взаимодействие экспериментатора и испытуемого. Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на результаты исследования. Этические проблемы в психологии и психологическом эксперименте. Этические кодексы психологов, принятые в разных странах. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Идеальный и реальный эксперимент. Внешняя, опрерациональная и внутренняя валидности эксперимента. Экспериментальная выборка. Переменные в эксперименте. Планирование экспериментов. Доэкспериментальные, квазиэкспериментальные и экспериментальные планы. Факторное планирование экспериментов. Психофизика. Методы измерения порогов чувствительности. Психофизические законы: Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, обобщенный психофизический закон. Хронометрические эксперименты. Время реакции. Типы реакций. Реакции на последовательность стимулов. Перспективы и актуальные задачи экспериментальной психологии.
http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)
http://psyjournals.ru/ (Психологический журнал)
http://psychology.net.ru/ (Мир психологии)
http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)
http://www.koob.ru («Куб» - материалы по психологии)
http://psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы,
электронно-библиотечные системы (ЭБС):
http://lib.herzen.spb.ru (Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии
Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена предоставляет доступ к базам данных
научных публикаций)
http://lib.herzen.spb.ru/page7120.asp?s=11 (список поисковых систем, на которые дополнительно ссылается Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена)
http://scholar.google.com (поисковая система по академическим публикациям от Google)
д) программное обеспечение:
http://volokhonsky.ru/moodle (сервер с тестовой системой Moodle, позволяющей создавать и использовать в любое время суток информационные страницы и дидактические тесты по учебным дисциплинам).