Курс «Теория разработки альтернативных учебных программ и учебных пособий по иностранному языку» является инновационным в отечественной методике обучения иностранным языкам. Он был специально разработан для подготовки по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Технологии обучения в лингвистическом образовании». Целью курса является формирование у обучающихся готовности к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, а также к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Достижение цели обеспечено посредством развития у обучающихся готовности к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.
Содержание курса способствует совершенствованию готовности обучающихся использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, а также дает возможность обучающимся тренироваться в применении современных методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам.
Понятие программы в образовательной среде. Соотношение понятий «государственная программа» и «альтернативная программа». Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс создания альтернативных учебных программ. Альтернативная учебная программа по иностранному языку как образовательный продукт. Целевая аудитория потребителей данной образовательной услуги. Приемы анализа лингвистических потребностей целевой аудитории. Технология планирования образовательного вектора учебной программы. Анализ целей, задач и содержания этапов процесса разработки альтернативных учебных программ по иностранным языкам. Подходы к разработке альтернативных учебных программ по иностранным языкам. Виды разрабатываемых программ. Особенности структуры различных типов программ. Проблемы целеполагания в процессе разработки альтернативных учебных программ в условиях языкового образования. Способы градуирования / ранжирования целей и задач. Отбор и организация содержания обучения иностранным языкам в процессе разработки альтернативных учебных программ. Вопросы контроля качества реализации альтернативной учебной программы по иностранному языку. Принципы разработки контрольно-измерительных материалов. Технология составления материалов для различных видов контроля.
Рецензирование альтернативных учебных программ по иностранным языкам. Уровни оценки качества альтернативной учебной программы. Компетентные образовательные учреждения, имеющие соответствующие полномочия. Технология разработки учебных материалов: подходы, способы обеспечения системности разрабатываемых материалов.