Целью изучения дисциплины «Культурная политика» является формирование базовых представлений о возможностях сохранения и развития культурного наследия страны в деятельности государственного управления разного уровня. Материалы курса рассматриваются на уровне основных научно-практических подходов современности, включающих знание особенностей государственной культурной политики РФ; законодательной базы сферы культурной политики федерального, регионального, муниципального уровней; социальных и культурных особенностей российского общества и своего региона. Вырабатывается готовность работать с государственными органами управления культурой всех уровней, взаимодействовать с различными институтами, действующими в этом поле, разрабатывать программы просветительной деятельности в области музыкального искусства; владение методами изучения культурных потребностей населения; навыками мониторинга изменений в области культурной самоорганизации населения и действующей культурной политики; навыками формирования художественно-культурной среды в масштабах местных (территориальных) органов самоуправления, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты и т.д.
1. Модели культурной политики: мировой и отечественный опыт. Содержание понятия «культурная политика». Эволюция культурной политики в развитых странах. Понятийный аппарат теории культурной политики.
2. Основные принципы государственной культурной политики Российской Федерации: декларации и реальность. Целевой, институциональный и ресурсный подходы. Принцип социокультурной целостности государства.: Определение культурных ценностей, целей, приоритетов. Основные векторы культурной политики государства: образование, сохранение наследия, творчество, распространение культурного продукта, культурные индустрии.
3. Правовое государство и гражданское общество как субъекты культурной политики. Государство и другие субъекты культурной политики: общество и индивид. Правовые основы культурной политики. Роль институтов гражданского общества в сохранении наследия, образовании, контроле за осуществлением общественно важных целей культурной политики.
4. Культурная политика в Санкт-Петербурге: управление в сфере культуры и разработка культурной политики. Анализ фактов осуществления культурной политики. Общественные дискуссии. Экспертные оценки. Изучение и формы учета общественного мнения в осуществлении культурной политики в городе.
5. Изучение современных социокультурных процессов и практик. Культурные запросы населения, в том числе, молодежи и школьников. Методы социологического исследования культурных потребностей населения (наблюдение, интервью, фокус-группы)
6. Влияние культурных запросов социальных групп на политику в области содержания основных СМИ (ТВ, Интернет). Изучение социокультурных процессов и практик, культурных потребностей населения, в том числе, молодежи и школьников. Методы социологического исследования (анкетные опросы населения и экспертные оценки)
7. Разработка стратегии просветительской и образовательной деятельности в ответ на запросы в области художественно-культурной среды (определение культурной миссии, целей и принципов деятельности). Ориентация на запросы и/или развивающая роль ТВ и интернета.
8. Разработка образовательных программ в области музыкального просвещения и исполнительского искусства в образовательных учреждениях разного типа и профиля, в учреждениях здравоохранения и социальной защиты..
9. Планирование и реализация учебно-воспитательной работы (в том числе, в проектных подходах) в образовательных учреждениях разного типа и профиля.