Дисциплина предназначена для формирование у учащихся представлений о различных формах дизонтогеназа и принципах работы с отклонениями в психическом развитии. В процессе изучения дисциплины у студентов формируются практические навыки работы с различными формами нарушений в развитии.
Дагестанский филиал:
В содержании дисциплины говорится о современном периоде развития специальной психологии, динамике содержательной стороны предмета специальной психологии. Рассматриваются теоретические основы частных направлений, изучающих закономерности психического развития лиц с особыми потребностями (с сенсорной, когнитивной, социальной и другими видами депривации). Рассматриваются психологические концепции, отечественного и зарубежного опыта психологических исследований в области специальной психологии. Изучается необходимый понятийный аппарат специальной психологии, способствующий развитию навыков работы с научной литературой. Большое внимание уделяется методам изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов с позиций специальной психологии. В содержании рассматривается диалектический подход к психической деятельности при различных аномалиях как единства дефекта и компенсации, говорится об этических принципах профессиональной деятельности практического психолога, работающего с лицами с особыми потребностями. Большое внимание уделяется формированию навыков психолого-педагогического сопровождения детей с аномалиями развития в процессе инклюзивного образования
Проблема нормы и патологии. Типология отклоняющегося развития. Дизонтогенез. Диагностика отклоняющегося развития.
Дагестанский филиал:
Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. Категориальный аппарат специальной психологии. Понятие «отклоняющееся развитие» или дизонтогенез. Концепции Л.С. Выготского и П.К. Анохина. Психическая депривация в детском возрасте как проблема специальной психологии. Психическое развитие лиц с задержкой психического развития. Психическое развитие лиц с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Психическое развитие лиц с сенсорными нарушениями. Психическое развитие лиц с синдромом раннего детского аутизм. Психическое развитие лиц с двигательными расстройствами. Психическое развитие лиц с двигательными расстройствами. Психическое развитие лиц с нарушениями речи.. Теоретико-методологические основы коррекционно-развивающей работы с лицами с ограниченными возможностями. Принципы организации диагностической и коррекционной психолого-педагогической работы с людьми, имеющими отклонениями в физическом и психическом развитии. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Человек с отклоняющимся развитием в современном обществе. Социально-психологические и педагогические аспекты интеграции инвалидов в обществе.
http://humanpsy.ru (публикации преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://humanpsy.ru/metodichki (учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена)
http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)
http://psychology.net.ru/ (Мир психологии)
http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)
http://www.koob.ru («Куб» - материалы по психологии)
http://psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)