Институт иностранных языков:
В содержании дисциплины подробно освещаются проблемы прикладной науки - методики обучения иностранным языкам (ИЯ), компетентностный подход, роль принципов, методов и приемов обучения в методическом исследовании и обучении ИЯ, формирование всех компонентов коммуникативной компетентности: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций обучающихся, обучение ИЯ в свете теории межкультурной коммуникации, в заключении внимание уделяется современному учебнику иностранного языка.
Данная дисциплина изучается магистрантами психолого-педагогического факультета .Каждый модуль образован одной лекцией и несколькими семинарскими занятиями, на которых студенты, работая в активной форме (решения кейсов, разработки проектных идей, обсуждения проблем на круглых столах и т.п.), погружаются в современную проблематику педагогической науки и образования.
Дисциплина, преподаваемая на филологическом факультете, предполагает формирование способности анализировать проблемы современной науки и образования для осуществления профессиональной деятельности на различных ступенях в различных образовательных учреждениях.
Основная цель дисциплины на факультете иностранных языков - ввести в проблематику современных научных парадигм знаний; осветить современные теоретические концепции когнитивно-коммуникативной науки, социо- и психолингвистики, культурологии, когниции и структур репрезентации знания, ознакомить с новыми тенденциями и технологиями в системе высшего и профессионального образования.
В содержании дисциплины подробно освещаются проблемы прикладной науки - методики обучения иностранным языкам (ИЯ), компетентностный подход, роль принципов, методов и приемов обучения в методическом исследовании и обучении ИЯ, формирование языковой, речевой и компенсаторной компетенций у учащихся, обучение ИЯ в свете теории межкультурной коммуникации, в заключении внимание уделяется контролю всех языковых аспектов и видов речевой деятельности.
В содержании дисциплины, изучаемой на факультете технологии и предпринимательства, рассматриваются основные этапы истории развития науки; структура и классификация наук; философия и принципы развития науки; тенденции и современные проблемы развития науки; система наук, изучающих проблемы образования; международные тенденции развития образования и стратегия развития образования в России; вызовы и проблемы современного образования в России.
Курс, реализуемый в рамках магистреских программ института детства, предполагает изучение основных современных тенденций в психолого-педагогической науке и образовании. Особое внимание в курсе уделено современным изменениям в мировой и отечественной образовательной политике и путям ее реализации в системе дошкольного, начального, основного и профессионального образования. Обсуждаются проблемы становления личности педагога в условиях непрерывного образования. Курс построен на широком применении интерактивных технологий, в частности, группового диалога и групповой дискуссии, и подкреплен иллюстративным материалом из электронно-образовательных ресурсов.
В содержании дисциплины, изучаемой на факультете химии, дается анализ современного этапа развития естественнонаучного знания. Описываются важнейшие достижения и направления современных исследований по химии. Раскрываются проблемы и тенденции развития естественнонаучного и химического образования.
В содержании дисциплины, изучаемой в институте музыки, театра и хореографии, исследуются наиболее характерные черты современной парадигматики, базовые проблемы современного музыкознания и музыкального образования, причинно-следственные связи научной и педагогической проблематики музыкального образования и специфика взаимодействия научного знания и образовательного процесса. Большое место в изучении дисциплины занимает анализ научной и образовательной проблематики и внедрение достижений современного музыкознания в образовательный процесс. Особое внимание уделяется вопросам изучения научной и научно-методической литературы и применения полученных знаний в научно-методической и педагогической практике. В процессе обучения совершенствуются навыки свободной ориентации в наиболее приоритетных областях гуманитарного знания и образования, самостоятельного нахождения и освоения новой информации по всем актуальным вопросам науки.
В содержании дисциплины, изучаемой на факультете математики в 1 семестре,
даётся анализ проявления фундаментальных свойств симметрии в современной науке, в первую очередь – в исследовании и решении дифференциальных уравнений. Рассматриваются: роль симметрии в моделировании, математические теории, основанные на свойствах симметрии (теория Галуа, теория Ли, теория Пикара–Вессио, дискретно-групповой анализ), теоретико-групповые методы интегрирования дифференциальных уравнений.
Во 2 семестре раскрываются наиболее актуальные проблемы математической науки и образования, знакомит с основными тенденциями (гуманизация, гуманитаризация, технологизация, дифференциация, индивидуализация, дистанционное обучение) развития современного математического образования, инновационными образовательными подходами при обучении математике, такими как метаметодический, деятельностный, компетентностный, средовый.
На факультете изобразительного искусства задачами дисциплины является формирование представлений о структуре современного научного знания и особенности развития науки на современном этапе, умений критически воспринимать и оценивать информацию, связанную с познавательной деятельностью человека и выявлять актуальные проблемы научного знания, находить необходимую информацию и использовать ее в своей профессиональной деятельности, а также критически воспринимать материал по проблемам современного научного знания.
На факультете физики данная дисциплина рассматривает основные проблемы современной астрономии и астрофизики. Подробно обсуждаются проблемы создания современных координатных систем, в частности, фундаментальной и инерциальной систем астрономических координат. Даётся представление о шкалах времени и их практическом использовании. Обращается внимание на бурное развитие планетной и звёздной астрономии, исследование астероидов и комет, приведшее к необходимости создания Международной службы астероидной опасности. Рассматриваются также открытия в области космологии.
На факультете социальных наук, в рамках магистерской программы "Социология образования" ставится задача освоения студентами проблематики современной науки и современной системы образования.
Задачи дисциплины – ознакомить студентов с современным состоянием основных наук и научных дисциплин;
– ознакомить студентов с тенденциями развития отечественной и основных зарубежных систем образования;
– описать формы и уровни взаимодействия педагогической науки с другими науками и научными дисциплинами;
– способствовать формированию умений и навыков начинающего ученого-исследователя.
Институт иностранных языков:
Модернизация языкового образования в России. Теоретические основы разработки методических систем обучения иностранным языкам и культурам. Компетентностный подход к формированию поликультурной языковой личности. Формирование языковой и речевой компетенций учащихся различных образовательных учреждений. Формирование социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций учащихся различных образовательных учреждений. Игровое моделирование в обучении иностранным языкам. Проблема учебника по иностранному языку на современном этапе.
Психолого-педагогический факультет:
Педагогические проблемы и проблемы в педагогике. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики. Направления развития образования в мире. Лучшие образовательные практики. Виртуальное образовательное путешествие по лучшим образовательным практикам за рубежом. Проекты и программы развития образования в России. Сценарии развития отечественного образования в России.
Филологический факультет:
Наука как знание и наука как деятельность. Смена научных парадигм как необходимый закон развития науки. Интегративные процессы науки и образования. Концепция развития образования в России. Инновационные процессы в образовании.
Факультет иностранных языков:
Теоретические основы разработки методических систем обучения иностранным языкам и культурам. Компетентностный подход к формированию поликультурной языковой личности. Формирование языковой и речевой компетенции учащихся различных образовательных учреждений. Формирование социокультурной и компенсаторной компетенций учащихся различных образовательных учреждений. Обучение межкультурному иноязычному общению. Игровое моделирование в обучении межкультурному общению. Контроль в обучении межкультурному общению.
Основные направления науки на современном этапе. Неофункционализм как новая мегапарадигма научного знания. Когнитивистика как междисциплинарная наука. Концепт как квант структурированного знания и оперативная содержательная единица мышления. Понятия концептуализации, категоризации, картины мира и др. Национально-культурные, социолингвистические и индивидуально-психологические аспекты межличностного взаимодействия. Особенности порождения речи и усвоения языка. Интеграция отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. Специфика подготовки научных кадров в ведущих зарубежных и отечественных университетах.
Факультет технологии и предпринимательства:
Понятие «наука». Понятие «научная деятельность». История развития науки. Философия науки. Структура науки. Классификация наук. Принципы науки. Тенденции развития науки. Проблемы современной науки. Система наук, изучающих проблемы образования. Вклад различных наук в решение проблем образования. Международные проблемы образования. Модель образования для экономики, основанной на знаниях. Организационные проблемы образования. Проблемы содержания образования. Проблемы стандартизации образования. Проблемы технологий образования. Проблема информатизации образования. Кадровые проблемы образования. Проблемы материально-технического обеспечения образования. Проблемы менеджмента в образовании. Проблемы экономики образования. Проблемы качества образования.
Факультет химии:
Научное познание в социокультурном измерении. Основные этапы и закономерности развития науки. Ведущие направления современных химических исследований. Теоретические и методологические проблемы развития естественнонаучного образования в условиях концептуально-методологических сдвигов современного научного познания. Инновации в теории и практике химического образования как фактор повышения его качества. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.
Институт музыки, театра и хореографии.
Основные темы дисциплины: Ведущие проблемы современной науки, их трансформация в сфере образования. Философия текстов художественной культуры, интерпретация и реинтерпретация как методологическая основа обучения рефлексии. Отношение человека и Космоса. Современный экологический кризис, его влияние на культуру. Проблемы психологии творчества в науке и образовании. Проблемы источниковедения в науке и образовании. Основные аспекты современного высшего образования. Актуальные проблемы высшей школы. Дети нового сознания. Современное состояние музыкознания. Художественный авангард в искусствоведческой науке и образовании. Искусство постмодерна как объект научного исследования. Язык и содержание текстов художественной культуры. Вопросы семиотики. Проблемы музыкального содержания в образовании. Мультимедийные технологии в художественном творчестве. Перспективы мультимедийных технологий в музыковедении и музыкальном образовании. Организация научной деятельности на современном этапе.
Факультет математики.
Симметрия как фундаментальное свойство природы. Обзор классических методов исследования и интегрирования дифференциальных уравнений. Теория С.Ли. Алгоритм Ли. Теоретико-групповые методы интегрирования дифференциальных уравнений. Введение в дискретно-групповой анализ. Группы эквивалентности. Фундаментальная система решений и ее обобщения. Уравнение Ермакова. Применение теоретико-группового подхода к другим типам уравнений. Алгебраические уравнения. Функциональные и функционально-дифференциальные уравнения. Уравнения с частными производными.
2 семестр.
Роль, место, структура современной системы математического образования в России.Основные тенденции развития математического образования в России. Реализация инновационных образовательных подходов при обучении математике. Метаметодический подход. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики. Технология организации проектной деятельности учащихся при изучении математики. Математическое образование в системе профильного обучения: содержание, технологии, эффективность. Реализация компетентностного подхода при обучении математике. Дистанционное обучение математике.
Факультет изобразительного искусства:
Современное поле научного знания. Проблемы изучения мира и человека: достижения и границы познания. Проблемы изучения истории человечества. Знаниевый и личностно-деятельностный подход в образовании. Проблемы современной педагогики. Традиции отечественной педагогики и процесс модернизации образования. Инновационные педагогические технологии в образовании.
Факультет физики:
Проблема создания современных координатных систем. Проблемы создания и внедрения в практику современных шкал времени. Проблемы исследования Солнечной системы. Проблемы звездной астрономии. Проблемы внегалактической астрономии.
Тема 1. Предмет курса «Современные проблемы науки и образования».
Тема 2. Научный универсум.
Тема 3. Современные научные достижения.
Тема 4. Система образования.
Тема 5. Современное состояние педагогической науки.
Тема 6. Исследовательская деятельность в области образования.
Магистранты психолого-педагогического факультета обращаются к следующим ресурсам:
При изучении на филологическом факультете:
При изучении на факультете технологии и предпринимательства:
Институт музыки, театра и хореографии:
Факультет математики:
База данных по философии и социологии / ИНИОН РАН: http://www.inion.ru/
Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/
Российская академия наук: сайт: http://www.ras.ru/
Российская академия образования: сайт: http://www.raop.ru/
Научная педагогическая электронная библиотека им. К. Д. Ушинского РАО: Сайт http://elib.gnpbu.ru/
Соционет: науч. информ. пространство: http://www.socionet.ru/
Экономика. Социология. Менеджмент: Федерал. образоват. портал: http://ecsocman.hse.ru/