Аннотация дисциплины «Методология современного музыкального образования»

Краткое описание

Основные задачи дисциплины методология современного музыкального образования: использование студентом на практике знания и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом; осуществление организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях; владение методологией научно-исследовательской деятельности в области вокального искусства и музыкального образования.

Основные темы

К определению понятия «методология».

Актуализация интереса к вопросам методологии в современной науке. Трудности в определении статуса методологии. Разработки в сфере методологии науки (В.Н. Садовского, Г.П. Щедровицкого, А.М. Новикова и Д.А. Новикова; М. Вебера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда). Значение работ отечественных ученых. Недостатки подхода. Необходимость единой методологии. Синергетика и ее значение для создания единой методологии.

Методология современного музыкально-образовательного процесса в синергетическом освещении.

Синергетика как наука о системно-эволюционном развитии мира (и человека). Общая характеристика систем. Свойства систем. Классификация. Ранги систем. Эмерджентность. Важнейшие параметры систем с позиции синергетики (открытость, динамичность, иерархичность). Наиболее фундаментальные труды на эту тему (Г. Хакена, И. Пригожина; Е.Н Князевой и С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого). Особенности применения синергетики в гуманитарной сфере. Известные исследования, посвященные данной проблематике (В.П. Бранского, В.Г. Буданова, И.А. Евина).

Современное музыкальное образование как полисистема.

Полиситемность современного музыкального образования. Образующие его системы. Характеристика этих систем. Их свойства, классификация. Подразделение систем на организационные (по типу музыкально-образовательных учреждений), содержательные (с точки зрения специфики учебного материала, а также программного обеспечения) и коммуникативные (в аспекте характера межличностных отношений, имеющих место в процессе учебной работы) в качестве важнейшего принципа классификации. Взаимодействие систем. Своеобразие профессионального и общего музыкального образования: установка на последовательное, целенаправленное музыкальное образование в профессиональных учебных заведениях и, в целом, культурно-развивающее – в общих.

Содержание музыкального образования.

Исключительная значимость проблемы. Недостаточная ее разработка в современной науке. Сохраняющаяся традиция понимания содержания музыкального образования как ориентации учебного процесса на приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков. Позитивный прорыв в изучении данного вопроса: введение аспекта «Проблематизация содержания музыкального образования» в учебно-методический комплект «Музыкальное искусство для начальной школы…», подготовленный Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и В.А. Школяр. Рассмотрение содержания музыкального образования как системного знания о музыке – результата объединения отдельных знаний о музыкальном искусстве, полученных различными науками: историей и теорией музыки, музыкальной психологией, музыкальной педагогикой и др. Перспективность подключения с этой целью новых «музыкоцентрированных» дисциплин (музыкальной археологии, музыкальной психофизиологии, биомузыковедения и пр.).

Формы и методы музыкально-образовательной работы.

Определение формы. Особенности форм музыкально-образовательной деятельности. Типы форм. Их классификация. Важнейшие формы: аудиторная – неаудиторная; коллективная – индивидуальная. Новые формы музыкально-образовательной работы, связанные с использование технических средств «последнего поколения»: компьютера, сети Интернет, спутниковой связи и пр. Дистанционное музыкальное образование как наиболее значительная из этих форм. Ее «плюсы» и «минусы» (работы на эту тему О.В. Воробьевой, Е.А. Цымбалюк, Т.В. Цареградской; Чун Су Чжин). Характеристика метода. Специфика методов музыкального научения. Типы. Классификация. Наиболее универсальные методы: наглядность, описательность, игра. Предложение новых методов: моделирования художественно-творчес-кого процесса (Л.В. Школяр), создания композиций (Л.В. Горюнова), сочинения сочиненного (В.О. Усачева). Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики. Научно-практические конференции на тему: «Музыкотерапия в музыкальном образовании» (Санкт-Петербург, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012) и их итоги.

Функции музыкального образования.

Представление о функциях. Наиболее значимые функции музыкального образования: познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, оздоровительная, культуросозидательная. Культуросозидательная функция, выступающая в качестве синтеза всех имеющихся функций. Особая роль данной функции: обеспечение формирования музыкальной культуры личности (как части общей духовной культуры, по Д.Б. Кабалевскому), являющегося целью музыкального образования.

Современное музыкальное образование в изменяющемся мире.

Современные тенденции в российском музыкальном образовании: пересмотр устоявшихся стереотипов, стремление к инновациям (в том числе – в области компьютерных технологий), гуманистическая направленность. Создание новых обучающих программ (авторы: Ю.М. Черник, Т.И. Науменко и В.В. Алеев; Г.С. Ригина, и др.). Освоение зарубежного и отечественного исторического наследия в области теории музыкального образования. Ассимиляция трудов зарубежных теоретиков и практиков музыкального образования XX–XXI вв. (Э. Жак-Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Дж. Мэрселла, С. Судзуки, П. ван Хауве, Р.М. Шейфера). Формирование национальных и региональных музыкально-образовательных школ в России. Проблемы гражданской, этнической, личностной идентичности, толерантности, интеркультуральности в музыкальном образовании. Принцип инклюзивного образования и его применение в музыкально-образовательном процессе. Музыкальное образование и будущее человечества.

Электронные образовательные ресурсы

Электронные библиотечные системы (ЭБС):

1. iBooks.Ru (ссылка на информационный ресурс: http://ibooks.ru)

2. IPRbooks (ссылка на информационный ресурс: http://www.iprbookshop.ru)

3. Университетская библиотека онлайн (ссылка на информационный ресурс: http://www.biblioclub.ru)

4. ЭБС на платформе издательства «Лань» (ссылка на информационный ресурс: http://e.lanbook.com)