Модуль состоит из семи дисциплин, изучение которых направлено на понимание студентом основного содержания и важнейших закономерностей психологии и педагогики начального образования. Изучение психологии дошкольника и младшего школьника подкреплено изучением проблем адаптации ребенка к школе, а также изучением методов коррекционной работы с ребенком начальной школы. Изучаются формы и методы психологического исследования младшего школьника, в том числе проективные методики. Модуль заканчивается двумя интегративными дисциплинами – педагогической рискологией и философией образования.
Общие вопросы дошкольной психологии. Основные закономерности психического развития ребенка. Предпосылки и условия психического развития. Ведущая деятельность. Новообразования. Противоречие – движущая сила развития. Переходные и кризисные периоды.
Психология дошкольника. Кризис трех лет как переходная ступень в развитии. Развитие новых видов деятельности дошкольника: бытовая, трудовая, изобразительная, игровая, конструктивная деятельность. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
Психология младшего школьника. Кризис семи лет как этап развития. Социальная ситуация развития, смена ведущего вида деятельности, новообразования, основное противоречие периода младшего школьного возраста. Учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее основные характеристики и специфика. Адаптация детей к школьному обучению, ее основные закономерности. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Межличностные отношения младших школьников. Когнитивное развитие детей: развитие познавательной сферы (восприятие, память, мышление, воображение, речь).
Психология младшего школьного возраста в аспекте адаптации к школе.
Школьная дезадаптация. Психолого-педагогическая диагностика и сопровождение адаптации ребенка к школе. Основные компоненты готовности ребенка к школе: интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, физическая готовность к школе.
Теоретические основы педагогической коррекционной работы. Психолого-педагогическая коррекция в начальной школе. Коррекционная педагогика и специальное образование. Основы практической коррекционной педагогики.
Методологические основы и общая технология оценки психического развития младших школьников. Проективные методики диагностики психического развития детей младшего школьного возраста. Анализ результатов и педагогический прогноз.
Образование как особая сфера духовного производства. Риски в образовании. Психологические риски в педагогической деятельности.
Философия образования как новое направление исследования. Развертывание педагогической идеи в Западноевропейском образовании. Развертывание педагогической идеи в России.
Федаральный портал «Российское образование» https://edu.ru/
Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
Библиотека "Культурно-историческая дефектология" - http://childrens-needs.com/
Сайт преподавателя проф. А.П. Фомина - www.fortuna2005.ucoz.ru
Журнал "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru
PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена http://lib.herzen.spb.ru
Взрослые и дети. Сайт практического психолога http://iemcko.ru/index.html
Научно-популярный психологический портал http://5psy.ru/
Академия социального управления. Центр педагогической рискологии. http://new.asoumo
Журнал "Философия образования" http://www.phil-ed.ru/index.php/ru/
Социальная сеть работников образования. https://nsportal.ru/
Эксперт http://expert.ru/printissues/russian_reporter/2009/28/shkola/