Аннотация дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

Краткое описание

Дисциплина, преподаваемая на филологическом факультете, направлена на формирование способности анализировать проблемы современной науки и образования для осуществления профессиональной деятельности на различных ступенях в различных образовательных учреждениях.

В содержании дисциплины дается представление о науке как знании и как деятельности, об интегративности процессов науки и образования, о концепциях развития образования в России, предполагается проектирование и формирование различных корпусов текстов в составе полифункционального корпуса текстов "Исследование современного речевого стандарта научной коммуникации"

В рамках магистерских программ, реализуемых институтом детства курс предполагает изучение основных современных тенденций в психолого-педагогической науке и образовании. Особое внимание в курсе уделено современным изменениям в мировой и отечественной образовательной политике и путям ее реализации в системе дошкольного, начального, основного и профессионального образования. Обсуждаются проблемы становления личности педагога в условиях непрерывного образования. Курс построен на широком применении интерактивных технологий, в частности, группового диалога и групповой дискуссии, и подкреплен иллюстративным материалом из электронно-образовательных ресурсов.

На факультете философии человека цель курса — познакомить студентов с современными проблемами науки и образования, возникающими в условиях постиндустриального (информационного) общества. Своеобразие современной эпохи, связанной с переходом от техногенной цивилизации к информационной, состоит в том, что главным социальным ресурсом становится знание, образование, интеллект. Важнейшую роль начинает играть ученый, «производитель информации», обладающий способностью «опережающего отражения» и согласующий свою деятельность с условиями стабильности окружающей среды. Образование становится не только процессом обретения знаний и умений, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческой деятельности.

На факультете иностранных языков в содержании дисциплины раскрывается проблематика современных научных парадигм знаний, дается характеристика современных теоретических концепций когнитивно-коммуникативной науки, социо- и психолингвистики, культурологии, когниции и структур репрезентации знания, подробно освещаются современные подходы к определению и интерпретации дискурса (когнитивно-коммуникативное событие, дискурсивная формация, дискурсивная практика), рассматривается вопрос о соотношении понятий текста и дискурса, изучаются и применяются на практике различные методики дискурс-анализа. Особое внимание уделяется исследованию новых тенденций и технологий в системе высшего и профессионального образования.

Содержание дисциплины на факультете русского языка как иностранного предполагает знакомство студентов с базовыми положениями современной филологической и педагогической науки, основными теоретическими концепциями межкультурной и международной коммуникации, а также перспективами развития русистики в международном образования.

Основные темы

На факультете иностранных. Основные направления науки на современном этапе. Междисциплинарный характер исследований. Неофункционализм как новая мегапарадигма научного знания. Когнитивная лингвистика в системе наук. Концепт как квант структурированного знания и оперативная содержательная единица мышления. Общая характеристика языковой картины мира. Дискурс как объект лингвистического исследования. Единицы и категории дискурс-анализа. Интеграция отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. Специфика подготовки научных кадров в ведущих зарубежных и отечественных университетах.

На факультете философии человека. Основные темы: Динамика развития общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное). Информационное общество, наука, технологии. Исторические типы рациональности. Постнеклассическая рациональность. Междисциплинарность. Теория открытых систем. Глобальный эволюционизм. Антропный принцип. Конвенциональность. Моделирование. Проект. Виртуальная реальность. Философия образования как междисциплинарная область знания. Глобальные проблемы современности и поиски их решения. Образование как способ воспроизводства общества в эпоху информации. Современная модель университета. Качество образования как аспект межуниверситетского взаимодействия. Текст и экран в системе образования. Формирование социокультурной идентичности молодежи и национальный менталитет. Духовно-нравственное воспитание как проблема философии образования.

На факультете русского языка как иностранного.

Лингвистика на рубеже веков. Когнитивизм и когнитивная лингвистика. Коммуникативная лингвистика. Лингвистика текста. Современная психолингвистика. Национально-культурные, социолингвистические аспекты межкультурного взаимодействия. Современная русистика в международном образовании.

Электронные образовательные ресурсы

Современные проблемы науки и образования Сайт дисциплины) : http://sites.google.com/site/spnoik