Дисциплина, преподаваемая на филологическом факультете, направлена на формирование способности анализировать проблемы современной науки и образования для осуществления профессиональной деятельности на различных ступенях в различных образовательных учреждениях.
В содержании дисциплины дается представление о науке как знании и как деятельности, об интегративности процессов науки и образования, о концепциях развития образования в России, предполагается проектирование и формирование различных корпусов текстов в составе полифункционального корпуса текстов "Исследование современного речевого стандарта научной коммуникации"
В рамках магистерских программ, реализуемых институтом детства курс предполагает изучение основных современных тенденций в психолого-педагогической науке и образовании. Особое внимание в курсе уделено современным изменениям в мировой и отечественной образовательной политике и путям ее реализации в системе дошкольного, начального, основного и профессионального образования. Обсуждаются проблемы становления личности педагога в условиях непрерывного образования. Курс построен на широком применении интерактивных технологий, в частности, группового диалога и групповой дискуссии, и подкреплен иллюстративным материалом из электронно-образовательных ресурсов.
На факультете философии человека цель курса — познакомить студентов с современными проблемами науки и образования, возникающими в условиях постиндустриального (информационного) общества. Своеобразие современной эпохи, связанной с переходом от техногенной цивилизации к информационной, состоит в том, что главным социальным ресурсом становится знание, образование, интеллект. Важнейшую роль начинает играть ученый, «производитель информации», обладающий способностью «опережающего отражения» и согласующий свою деятельность с условиями стабильности окружающей среды. Образование становится не только процессом обретения знаний и умений, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческой деятельности.
Содержание дисциплины на факультете русского языка как иностранного предполагает знакомство студентов с базовыми положениями современной филологической и педагогической науки, основными теоретическими концепциями межкультурной и международной коммуникации, а также перспективами развития русистики в международном образования.
На факультете иностранных. Основные направления науки на современном этапе. Междисциплинарный характер исследований. Неофункционализм как новая мегапарадигма научного знания. Когнитивная лингвистика в системе наук. Концепт как квант структурированного знания и оперативная содержательная единица мышления. Общая характеристика языковой картины мира. Дискурс как объект лингвистического исследования. Единицы и категории дискурс-анализа. Интеграция отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. Специфика подготовки научных кадров в ведущих зарубежных и отечественных университетах.
На факультете русского языка как иностранного.
Лингвистика на рубеже веков. Когнитивизм и когнитивная лингвистика. Коммуникативная лингвистика. Лингвистика текста. Современная психолингвистика. Национально-культурные, социолингвистические аспекты межкультурного взаимодействия. Современная русистика в международном образовании.
Современные проблемы науки и образования Сайт дисциплины) : http://sites.google.com/site/spnoik