Аннотация модуля «Модуль "Общефилологический"»

Краткое описание

Краткая характеристика модуля

Содержание модуля «Общефилологический» направлено на формирование знаний обучающихся о филологии как науке и предмете изучения.

Модуль ориентирован на углубление и обобщение филологических знаний. Основной задачей модуля является формирование терминосистемы предметной области филологии как науки, систематических знаний основных законов развития языка, понимания современного литературного процесса в отечественной и зарубежной литературе, расширение филологических знаний в области современной лингвистики и литературоведения.

Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

Универсальных:

УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-4: способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и на иностранном(ых) языке(ах);

УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Общепрофессиональных:

ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

ОПК-4: способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Профессиональных:

ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Структура модуля: Место модуля «Общефилологический» в образовательной программе определяется в соответствии с примерным учебным планом.

Образовательные технологии

В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

Учебная практика (предметно-содержательная)

Краткая характеристика практики

Целью учебной практики по межкультурной коммуникации (предметно-содержательной) методике обучения русскому языку как неродному. Существенное внимание уделяется знакомству с современными исследованиями в области межкультурной коммуникации, необходимыми для использования методик и технологий в полиэтнической среде современной школы. Полученный опыт исследовательской деятельности будущие учителя русского языка и литературы смогут использовать в своей педагогической деятельности при организации проектных работ и исследований учащихся.

Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

Универсальных:

УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Общепрофессиональных:

ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Профессиональных:

ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Форма аттестации по практике – зачет.

Учебная практика (предметно-содержательная)

Краткая характеристика практики

Основной целью учебной практики по русской литературе (предметно-содержательной) является углубление теоретических знаний по поэтике классиков русской литературы, рассмотрение русской литературы как части культуры и культурного наследия, знакомство с современными концепциями литературоведческого анализа текстов русской и зарубежной литературы. Умения и навыки, полученные в ходе практики, могут быть использованы в научно-исследовательской работе обучающихся, а также при прохождении педагогической практики в образовательных учреждениях для организации проектной и исследовательской деятельности и проектировании модулей дополнительных образовательных программ.

Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

Универсальных:

УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Общепрофессиональных:

ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Профессиональных:

ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

Основные темы

Структура модуля "Общефилологический" предполагает изучение следующих дисцпилин и прохождение практик:

  1. Зарубежная литература и культура
  2. Основы науки о языке
  3. Введение в языкознание
  4. Основы науки о литературе
  5. Введение в литературоведение
  6. История русского языка
  7. История русского литературного языка
  8. Детская литература
  9. Современный литературный процесс
  10. Основы межкультурной коммуникации
  11. Иностранный язык в профессиональной коммуникации
  12. Поэтика прозы Л.Н. Толстого и художественная культура его времени
  13. Литература русского зарубежья
  14. Концепции творчества в западноевропейской литературе модерна
  15. Литература и психоанализ
  16. Гендерные аспекты языка и коммуникации
  17. Культурная грамотность и речевой портрет современника
  18. Языковая картина русского народа в слове и образе
  19. Русская разговорная речь в практике обучения русскому языку как иностранному
  20. Картина мира народа в зеркале языка
  21. Театральный Петербург: прошлое и настоящее драматического искусства
  22. Миф в контексте современной литературы
  23. Язык коммуникации в интернете
  24. Культура речи в зеркале языковой игры
  25. Коммуникативные неудачи в межкультурной коммуникации
  26. Учебная практика (предметно-содержательная)
  27. Учебная практика (предметно-содержательная)

Курсивом выделены элективные дисциплины.

Электронные образовательные ресурсы