Аннотация дисциплины «Музыкальное искусство в контексте художественной культуры»

Краткое описание

В содержании дисциплины, изучаемой в институте музыки, театра и хореографии, исследуются основные принципы координации историко-стилевых периодов миро­вой художественной культуры и музыкально-исторического процесса на основе интеграции знаний, полученных при изучении социально-исторических и общенаучных дисциплин, а также дисциплин психолого-педагогического цикла с искусствоведческими понятиями и методологией. Большое место в изучении дисциплины занимает осознание целостного систематизированного представления о развитии музыкального искусства в его взаимосвязях с историческими парадигмами художественной культуры. Особое внимание уделяется формированию основ исследовательской деятельности, направленной на углубленное освоение базового понятийного аппарата, необходимого для анализа музыкально-исторического процесса, осмысления проблематики становления, эволюции и взаимодействия музыки с другими искусствами, осознания их функциональной целостности. В процессе обучения совершенствуются навыки восприятия и анализа конкретного музыкального произведения в контексте истории культуры, а также сравнительного рассмотрения и истолкования различных феноменов художественного творчества.

Основные темы

Основные темы дисциплины (Институт музыки, театра и хореографии): Музыкальное искусство как феномен истории художественной культуры. Проблемы генезиса и периодизации музыкальной культуры Древнего мира. Западноевропейское музыкальное Средневековье в ряду других искусств. Основные проблемы культуры эпохи Возрождения и история западноевропейской музыки XV–XVI веков. Исторические проблемы западноевропейского музыкального барокко в ряду смежных искусств. Исторические проблемы западноевропейской музыкальной культуры эпохи Просвещения. Музыка Французской революции XVIII века и творчество Л. Бетховена. Исторические проблемы западноевропейского музыкального романтизма (генезис, периодизация, национальные композиторские школы и основные музыкальные жанры). Реалистические тенденции западноевропейского музыкального театра Х1Х века (Д. Верди, Ж. Бизе). Вопросы периодизации истории русской музыки в связи с фундаментальными тенденциями развития отечественной культуры. Русское музыкальное средневековье в контексте отечественной культуры IX–XVI веков. и в ряду смежных искусств. Русское музыкальное ба­рокко и черты ренессансного гуманизма в отечественной художественной культуре XVII века. Русская музыкальная культура XVIII–начала XIX веков. Историческое значение творчества М. И. Глинки как основоположника русской музыкальной классики. «Натуральная школа» в истории русской литературы XIX века и русская музыка 1840-х–1850-х годов. Подъем русского национального самосознания в «пореформенный период» (1860–1870-е годы) и претворение исторических сюжетов в отечественной литературе, живописи и музыке. Российско-западноевропейский культурный диалог и «восточная тема» в творчестве русских композиторов второй половины XIX века. Русская музыкальная культура конца 70-х и первой половины 90-х годов XIX века. Западноевропейское музыкальное искусство 1890-х–1900-х годов в контексте постромантических тенденций стилевого развития. Творческие направления, стилевые тенденции и национальные школы западноевропейской музыки периода между двух мировых войн. Творческие направления и национальные композиторские школы в музыке стран Западной Европы и США после Второй мировой войны.

Электронные образовательные ресурсы

Институт музыки, театра и хореографии.

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/

http://www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com

http://ikompozitor.ru/ma

http://konsa.kharkov.ua/download.php

http://www.ebiblioteka.ru/

http://new.public.ru/

http://search.ebscohost.com

http://www.journals.cambridge.org

http://www.oup.com

http://search.proquest.com/index

http://www.annualreviews.org