Волховский филиал:
В модуль включены дисциплины, отражающие главное психологическое содержание дошкольного образования. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов на психику дошкольника и на дошкольное образование. Модуль включает в себя исследование ведущих закономерностей психического развития детей: раскрываются этапы психического развития, особенности и значение возрастных кризисов, важнейших новообразований каждого периода дошкольного и раннего школьного возраста. Особое внимание обращается на умение учитывать в профессиональной деятельности возрастные и индивидуальные особенности детей. В содержании модуля нашли отражение классические и современные достижения отечественной и зарубежной возрастной психологии и психологии развития. Дается характеристика готовности ребенка к школьному обучению. Раскрываются структура, формы и методики диагностики психологической готовности ребенка к школе, а также формы и методы работы по подготовке ребенка к школе. Раскрываются все виды психического дизонтогенеза. Особое внимание уделяется проблеме развития аномального ребенка, а также вопросам первичной диагностики и коррекционной работы с таким ребенком, а также вопросам социальной адаптации и абилитации ребенка со специальными нуждами в условиях современного инклюзивного образования. Раскрывется понятие психологического сопровождения процесса развития ребенка дошкольного возраста; описываются принципы, цели, содержание, программа психолого-педагогического исследования ребенка. Раскрываются современные проблемы психологической диагностики детей дошкольного возраста. Подробно освещаются формы, методы и методики психологического исследования познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка дошкольного возраста. Обращается внимание на особенности психологического исследования детей с проблемами развития. Характеризуется роль, содержание и формы деятельности ПМПК в дошкольном учреждении.
Волховский филиал:
Психология дошкольника и младшего школьника. Общая характеристика периода новорожденности. Основные закономерности развития психики младенцев. Кризис одного года. Психическое развитие в раннем детстве. Общая характеристика кризиса «трех лет». Психическое развитие в дошкольном детстве. Проблема готовности к школьному обучению. Кризис «семи лет». Адаптация детей к школе. Социальная ситуация развития в раннем школьном возрасте. Психология детского коллектива в раннем школьном возрасте. Развитие познавательной сферы ребенка в раннем школьном возрасте. Развитие личности ребенка в раннем школьном возрасте.
Психологическая готовность ребенка к школе. Методика диагностики готовности ребенка к школе. Физиологическая, социальная и психологическая готовность ребенка к школе. Структура психологической готовности к школе, мотивация учения, принятие учебной задачи, вводные навыки, графический навык, уровень обобщений (мышление), зрительный анализ, вербальная механическая память, произвольная регуляция деятельности, обучаемость. Диагностика готовности к обучению в школе. Практическая подготовка ребенка к школе.
Основы специальной психологии. Особенности развития ребенка при дизонтогенезе. Понятие и формы психического дизонтогенеза; дефект и его структура. Психическое недоразвитие; поврежденное психическое развитие; задержанное психическое развитие: конституциональный вариант, соматогенный вариант, психогенный вариант, церебрастенический вариант; дефицитарное развитие: психическое развитие при нарушениях (отсутствии) зрения, психическое развитие при нарушениях (отсутствии) слуха, психическое развитие при нарушениях речи, психическое развитие при нарушении опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие; дизгармоническое психическое развитие. Когнитивная деятельность детей с проблемами в развитии; особенности развития личности аномального ребёнка; особенности развития эмоциональной сферы аномального ребенка. Социализация детей со специальными нуждами. Коррекционная педагогика как отрасль педагогики, нацеленная на помощь в адаптации детей со специальными нуждами.
Психологическое исследование ребенка дошкольного возраста. Проективные методики в психологическом исследовании дошкольника. Психологическое сопровождение развития ребенка в современном дошкольном учреждении. Психолого-педагогическое исследование ребенка дошкольного возраста. Современные проблемы психологической диагностики детей дошкольного возраста. Психологическое исследование познавательной сферы ребенка дошкольного возраста. Психологическое исследование эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста. Психологическое исследование личности ребенка дошкольного возраста. Особенности психологического исследования детей с проблемами развития. Психолого-медико-педагогическая комиссия в дошкольном учреждении. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Волховский филиал:
1. Все о детишках. http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/
2. Психология на русском языке. http://www.psychology.ru/
3. Детская психология. http://childpsy.ru/
4. Психологический словарь. http://psi.webzone.ru/index.htm
5. Сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. http://psinovo.ru/
6. Библиотека по психологии. http://psychologylib.ru/index.shtml