Аннотация дисциплины «Музыкальная историография»

Краткое описание

В содержании дисциплины, изучаемой в институте музыки, театра и хореографии, исследуются история научной мысли о музыке и исторических концепций (парадигм) музыкального искусства, возникающих в определенные периоды истории музыкальной культуры, а также специфичные для истории мысли о музыке закономерности исторической преемственности этих парадигм. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение специфики литературных жанров музыковедческих публикаций, и прежде всего типологии музыкально-исторических и музыкально-теоретических исследований монографического характера, одна часть которых посвящена персоналиям, а другая — общим проблемам музыкально-исторического процесса, т. е. проблемам стилей и жанров музыкального искусства. В процессе обучения совершенствуются навыки свободного ориентирования в существующей научной литературе по теме магистерского исследования или выпускной квалификационной работы; корректного использования заимствования и составления списка литературы в конце магистерской диссертации в соответствии с нормативами библиографического оформления научной монографии.

Основные темы

Институт музыки, театра и хореографии.

Основные темы дисциплины: Дефиниция, цели и задачи музыкальной историографии в системе отраслевых дисциплин исторического музыкознания. Принципы периодизации музыкально-исторического процесса. Музыка в контексте художественной культуры и в мире искусств. Значение внутренних (специфических) и контекстуальных (культурно-исторических) факторов периодизации музыкально-исторического процесса. Процессуальные и многослойные измерения музыкально-исторического процесса. Анализ различных подходов к периодизации истории музыки. Жанры крупных концепционных музыковедческих исследований в XVII веке. Формирование научно-методологической основы крупных концепционных монографий, посвященных теории и истории музыкального искусства. Жанр компендиума (энциклопедии) и Словаря, его особенности в ХVII веке. Идеи эпохи Просвещения в литературе о музыке. И.-Н. Форкель и его монографии «Всеобщая история музыки» и «Всеобщая литература о музыке». Формирование диалектического понимания закономерностей музыкально-исторического процесса в литературе ХIХ века. Р. Г. Кизеветтер, значение его «Истории западноевропейской или современной музыки» в становлении новых философских подходов к анализу музыкально – исторического процесса. «История музыки» А. В. Амброса (1862–1878) как итог становления историографии музыковедения в XIX столетии. Методология формально-исторической и культурно-исторической школ искусствознания в музыковедении рубежа ХIХ–ХХ вв. Анализ различий методологии историографического исследования на основе сравнения подходов, обозначенных в «Руководстве к изучению истории музыки» А. фон Доммера и «Музыкантах прошлых дней» Р. Роллана. Жанр «Руководства к изучению истории музыки» и его традиции в отечественной музыкальной историографии. Анализ жанрового разнообразия, новых методологических подходов и особенностей рубрикации многотомной русскоязычной коллективной монографии «Музыка ХХ века. Очерки». М. В. Бражников и его вклад в изучение древнерусской теории музыки. «Ключ знаменной» инока Христофора (1604) как наиболее полное выражение концепции музыкального мышления эпохи русского музыкального средневековья, созданной Бражниковым. Трактат «Идеа грамматики мусикийской» Н. Дилецкого как последовательное изложение музыкально-теоретических концепций русского музыкального барокко и изложение композиционных основ партесного пения. Знакомство с факсимильным изданием. Первая попытка теоретического освещения образцов русской народной песни, сделанная в 1790 году Н. А. Львовым (в предисловии к сб. И. Прача). В. Ф. Одоевский, А. Д. Улыбышев, Ю. И. Сенковский — наиболее влиятельные музыкальные писатели пушкинской эпохи. «Новая биография Моцарта» А. Улыбышева (1843) и «Бетховен и его три стиля» В. Ленца (1852). Коллективная монография «История русской музыки в десяти томах» (М.: Музыка, 1983–2004): коллектив авторов, история создания и особенности распределения материала по отдельным томам. Концепция развития русской музыки в художественной культуре Серебряного века (Л. З. Корабельникова: История русской музыки, т. 10Б. 1890–1917 годы. М., 2004). Концепция развития отечественной музыкальной науки ХХ века Ю. Н. Холопова (Холопов Ю. Н. Музыкальная наука // История современной отечественной музыки. Вып. 3. Раздел «Отечественная историография XX века»).

Электронные образовательные ресурсы

Институт музыки, театра и хореографии.

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/

http://www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com

http://ikompozitor.ru/ma

http://konsa.kharkov.ua/download.php