Аннотация модуля «Модуль "Особенности речевого развития и языкового образования ребенка на Севере"»

Краткое описание

Данный модуль выполняет значимую функцию в структуре образовательной программы и непосредственно раскрывает студентам закономерности речевого развития ребенка, а также влияние этнокультурных условий на этот процесс. Важным моментом в изучении становления речи является и феномен билингвизма, часто встречающийся на территории Севера. Цель модуля научить студентов применять лингвистические знания для решения конкретных задач обучения иноязычных детей русскому языку. Модуль предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов по знакомству с научной литературой, работа со словарем онтолингвистических терминов, знакомство с Мак-Артуровским опросником, анализ детской речевой продукции, текстов, составление сопоставительных таблиц, моделирование языковых ситуаций, подбор речевых упражнений, презентация обучающих и развивающих игр для занятий русским языком как иностранным/неродным, разработка, проведение и анализ собственного мини-эксперимента с детьми в полиэтническом классе и пр.

Основные темы

Основы онтолингвистики (онтолингвистика как наука, доречевой этап в жизни ребенка, онтогенез фонетической системы, овладение детьми грамматическим строем языка), освоение русского языка как второго (с практикумом: общие проблемы овладения языком, двуязычие как психологический, лингвистический и социальный феномен, освоение звуковой системы русского языка, особенности организации и функционирования ментального лексикона билингва, освоение грамматической системы русского языка ребенком-инофоном, становление синтаксического компонента языковой способности ребенка-инофона, овладение письменно-речевой деятельностью при освоении русского языка как второго), введение в этнопсихолингвистику (этнопсихолингвистика как наука, основные понятия этнопсихолингвистики, коммуникация в разных культурах, межкультурная коммуникация и переводы), языковая картина мира (Картина мира и языковая картина мира, национальная специфика языка и мышления, языковая картина мира взрослого человека и ребенка, формирование у детей языковой картины мира в поликультурной среде), особенности обучения детей-билингвов русскому языку в начальной школе (Обучение русскому языку как неродному в начальной школе, методика обучения грамоте детей-билингвов, методика обучения детей-билингвов фонетике, грамматике, словообразованию и орфографии в начальной школе, развитие речи иноязычных младших школьников на уроках русского языка). В рамках модуля студентам предлагается на выбор следующие курсы: лингводидактическая поддержка детей билингвов и методика коррекционных занятий по русскому языку как неродному.