Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Перевод и переводоведение
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Древние языки и культуры.
2. История языка.
3. Основы языкознания.
4. Теоретическая фонетика.
Краткое описание:
Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и законами/тенденциями развития, с принципами классификации языков (генетическим, ареальным, структурно-типологическим). Особое место в модуле занимает изучение основ грамматики и лексики латинского языка в сопоставлении с языками индоевропейской семьи. Рассматриваются вопросы античной истории и культуры, искусства и мифологии. Изучение диахронических преобразований в системе изучаемого языка осуществляется в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика его фонетической, грамматической и лексической системы на различных этапах формирования. Все дисциплины модуля уделяют внимание проблемам фонетики и фонологии, но углубленное их изучение осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение лингвистической терминологией и методологией, сформировать представления о принципах системности и парадигмальности, историзма и антропоцентризма в подходе к языку.
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
МОДУЛЬ «Теория языка»
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Древние языки и культуры
2. История языка.
3. Основы языкознания.
4. Теоретическая фонетика.
Краткое описание:
Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и происхождением, а также классификации языков и их структурной организации. Особое место в модуле занимает изучение грамматической системы латинского языка, его синтаксиса и лексики в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. Все дисциплины модуля освещают проблемы фонетики и фонологии, углубленное изучение которых осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, лингвистических умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение основной лингвистической терминологией, сформировать представления о системном строении языков и закономерностях их эволюции, связях языка и общества и культуры народа.
Направление «44.03.01 Педагогическое образование»
Профиль: Образование в области иностранного языка
МОДУЛЬ «Теория языка»
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Теоретическая фонетика.
2. История языка.
3. Введение в языкознание.
4. Дисциплина по выбору 1 (Латинский язык)
Краткое описание:
Изучение дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся системы базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности. Дисциплины, формирующие данный модуль, раскрывают вопросы общего языкознания: строение языка и его системный характер, семиотическая природа языка, многообразие языков и их классификация, закономерности языковой эволюции. Важное место в модуле отводится изучению фонетической системы иностранного языка и общим вопросам фонологии. Формирование знаний о системной организации языка и его уровнях, а также навыков работы с лингвистическим материалом осуществляется в курсе латинского языка (Дисциплина по выбору 1), где обучающиеся осваивают грамматику, синтаксис и лексику латинского языка в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает описание фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. На овладение базовым категориальным аппаратом языкознания и его методами, формирование представлений о междисциплинарных связях лингвистики и современных направлениях ее развития направлены курсы «Введение в языкознание».
В курсе «История лингвистических учений» проблемы общей теории языка рассматриваются через призму основных этапов и направлений развития лингвистики.
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Перевод и переводоведение
Древние языки и культуры. Основные темы:
Понятие родословного древа. Индоевропейский язык-основа. Древние империи, варварские племена и государства. Древние письменные памятники и алфавиты. Латинский алфавит. Фонетика. Морфология: Именные и глагольные категории. Системы склонения и спряжения. Типы склонений и спряжений. Словообразование и синтаксис. Косвенная речь.
Основы языкознания. Основные темы:
Сущность языка. Социально-биологическая природа языка. Функции языка. Связь языка и мышления: гипотеза лингвистической относительности. Лингвистика и семиотика: понятие знака, его природы и структуры; типы языковых знаков; семиотические системы и искусственные языки. Лингвистические антиномии. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Моделирование речевой деятельности человека. Язык и общество: происхождение языка и закономерности его развития; гипотезы глоттогенеза. Звуковой строй языка (фонетика и фонология). Лексикология и семасиология. Грамматика.
История языка. Основные темы:
Периодизация истории изучаемого языка. Памятники древней письменности. История сложения национального языка. Историческая фонетика языка: вокализм и консонантизм. Принципы орфографии на разных этапах развития языка. Историческая морфология: глагольные и именные категории. Развитие аналитических форм. Словообразование: продуктивные и непродуктивные модели. Заимствования. Исторический синтаксис: простое и сложное предложения. Порядок слов.
Теоретическая фонетика. Основные темы:
Фонетика и фонология. Акустический, биологический и функциональный аспекты в изучении звуков языка. Сегментная и несегментная фонетика. Фонема и ее варианты. Дифференциальные признаки фонемы. Типы фонемных оппозиций. Вокалическая подсистема,
Консонантная подсистема. Чередование фонем. Типы слога, принципы слогообразования и слогоделения. Словесное ударение, его типы и функции. Просодическая подсистема Интонация и ее компоненты. Типы интонационных синтагм.
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Древние языки и культуры. Основные темы:
Фонетика. Морфология: Имя существительное, система склонения. Имя прилагательное, типы склонений. Система местоимений. Числительные. Глагол: Система спряжения. Система инфектных времен обоих залогов. Система перфектных времен обоих залогов. Отложительные глаголы. Синтаксис: Инфинитивные обороты. Причастный оборот. Герундий и герундив. Конъюнктив в главных и придаточных предложениях. Косвенная речь. Словообразование.
Основы языкознания. Основные темы:
Сущность языка. Социально-биологическая природа языка. Функции языка. Связь языка и мышления: гипотеза лингвистической относительности. Лингвистика и семиотика: понятие знака и его свойств; модели языковых знаков; семиотические системы и искусственные языки. Моделирование речевой деятельности человека. Лингвистические антиномии. Язык и общество: происхождение языка и закономерности его развития; гипотезы глоттогенеза. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Звуковой строй языка (фонетика и фонология). Лексикология и семасиология. Грамматика.
Направление «44.03.01 Педагогическое образование»
Профиль: Образование в области иностранного языка
Дисциплина по выбору 1 (Латинский язык).
Фонетика. Морфология: Имя существительное, система склонения. Имя прилагательное, типы склонений. Система местоимений. Числительные. Глагол: Система спряжения. Система инфектных времен обоих залогов. Система перфектных времен обоих залогов. Отложительные глаголы. Синтаксис: Инфинитивные обороты. Причастный оборот. Герундий и герундив. Конъюнктив в главных и придаточных предложениях. Косвенная речь. Словообразование.