Содержание курса строится на понимание художественной культуры как сложного пространства, в котором взаимодействуют все виды художественной деятельности (словесные, изобразительные, музыкальные, театральные и т.д.). Исследование истории художественной культуры предполагает рассмотрение нескольких аспектов. Морфологический аспект – изучение проблем взаимосвязи и иерархии видов искусств, а также вопросы формирования и развития стилей, направлений, жанров. Институциональный аспект – рассмотрение процессов, связанных с художественной деятельностью (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений). Духовно-содержательный аспект – рассмотрение тем и образов художественных произведений, отражение в них ключевых идей исторической эпохи. Главная задача курса – раскрыть сущность мировой художественной культуры и закономерности её исторического движения; выявить смыслы культурных эпох, воплощенных в художественных картинах мира; показать многообразие художественного опыта разных народов. Цель курса – введение студента в мир художественной культуры, формирование в нем готовности и способности к самостоятельному освоению художественных ценностей, созданных и созидаемых человечеством, к использованию их в своей профессиональной педагогической деятельности
Введение в теорию художественной культуры. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры. Художественная культура первобытного общества. Синкретизм искусств в ритуале; связь художественных образов с ритуальными практиками и мифологическими воззрениям. Художественная культура Древнего мира. Основные характеристики художественной культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия). Античная художественная культура – основные этапы и характеристики. Художественная культура эпохи Средневековья. Символизм и синкретизм искусств в пространстве храма. Роль художественного канона в средневековом искусстве. Художественная культура эпохи Возрождения – периодизация и основные характеристики. Становление личностно-креативного типа культуры и его отражение художественной практике эпохи Возрождения. Художественная культура эпохи Барокко и её типологические характеристики, проблемы стилей, жанров. Эпоха Барокко как риторический тип культуры и проблемы интерпретации произведений. Художественная культура эпохи Просвещения и её типологическая характеристика. Влияние философии и эстетики на художественную практику эпохи Просвещения. Художественная культура эпохи Романтизма и её типологическая характеристика. Романтизм как тип творчества, художественный метод и стиль. Национальные варианты художественной культуры Романтизма. Художественная культура эпохи Позитивизма. Художественная культура эпохи Модернизма. Противостояние традиции и авангарда, апология новаторства в художественных практиках эпохи Модернизма. Художественная культура эпохи Постмодернизма – ее типологические черты. Основные темы, процессы и концептуальные основания современного искусства.
Электронные образовательные ресурсы.
http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»