сформировать у студентов - будущих учителей – культурологов знания об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования культуры как целостной сложноорганизованной системе духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели дисциплины:
- ввести студентов в систему категорий и понятий теории культуры
- сформировать способность теоретического анализа проблем культуры
- ввести студентов в проблемное поле комплекса специальных культурологических дисциплин
- сформировать представления о значимости теоретического анализа для понимания особенностей исторической эволюции культуры и ее современного состояния
- сформировать представления о социальной значимости культурологии как современной педагогической специальности.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала курса:
Учебный курс «Теория культуры» носит характер введения в комплекс специальных культурологических дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку будущего учителя-культуролога. Курс вводит в культурологическую теорию, создает методологическую базу для освоения последующих учебных дисциплин культурологического цикла: «История культурологической мысли», «Философии культуры», «История искусства и художественной культуры», «Семиотика и языки культуры», «Социология культуры», «Социальная и культурная антропология», «История религии» и других. Пропедевтический характер данного курса определяет и характер, принципы отбора материала – содержание его в дальнейшем конкретизируется и углубляется в указанных учебных курсах предметной (специальной) подготовки , а также в комплексе североведческих дисциплин ( «Введение в североведение», «История и этнография НКС», «Мифология, традиционные верования и знания НКС»), а также в содержании подготовки по дополнительной специальности «История».
В логике общегуманитарной и профессиональной предметной подготовки учебный курс «Теория культуры» задает алгоритм движения от общего к частному, от общих закономерностей культуры к ее частным, конкретно-историческим проявлениям. Это позволяет на последней стадии подготовки специалиста перейти к новому, обогащенному конкретным материалом целостному представлению о культуре как сложноорганизованной, исторически развивающейся системе, об основных этапах этого развития, о морфологии культуры, ее функциях, ее этнонациональных моделях, модификациях.
Данная учебная программа учитывает в своем содержании одну из основных особенностей разработанной кафедрой этнокультурологии образовательной концепции для факультета народов Крайнего Севера – ее этнокультурологическую направленность, нацеленность на подготовку учителя-специалиста, способного профессионально компетентно заниматься не только собственно образовательной деятельностью, но и деятельностью культуро-экологической, нацеленной на сохранение, защиту и развитие этнических традиционных культур коренных народов Крайнего Севера. Сибири и Дальнего Востока. Поэтому отбор материала учебной дисциплины «Теория культуры» строится с учетом содержательных особенностей комплекса дисциплин, обеспечивающих подготовку по специализациям ( «Музыка и музыкальный фольклор НКС», «Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы НКС», «Фольклорный театр НКС») и имеющих культурно-практическую направленность, связанную с выработкой практических творческих навыков в художественной сфере этнонациональной культуры. Указанная дисциплина в своем содержании подготавливает также последующую реализацию в профессиональной образовательной программе принципов интеграции культурологических и этнологических дисциплин и рассмотрения конкретных особенностей этнических культур северных народов в контексте российской и мировой культур.
Современная социокультурная ситуация и проблемы ценностной ориентации личности. Культурология в системе гуманитарного знания. Культура: сущность, определение. Культура как система. Морфология культуры. Культура, знак, символ. Язык культуры. Культура и религия. Искусство в системе культуры. Наука и образование в системе культуры. Игра в системе культуры. Субъекты культуры: личность, общество, этнос. Принципы исторической типологии культуры. Проблема «Восток – Запад» в культурологии: история и современность.
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/
Союз образовательных сайтов http://allbest.ru/union/
Научная электронная библиотека eLibrary.ru – http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
Портал «Петербургское образование» - http://petersburgedu.ru/
Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена - http://lib.herzen.spb.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/
Библиотека Гумер – гуманитарные науки http://www.gumer.info/
Базы данных Центральной городской библиотеки им. Вл.Маяковского - http://www.pl.spb.ru/resources/database/
Электронная библиотека: каталог с системой поиска и полнотекстовые публикации - http://ict.edu.ru/lib/