Содержание дисциплины включает рассмотрение особенностей строения и закономерностей развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды. Представлены конкретные данные о строении и функциях всех органов и систем организма человека Приведены сведения о закономерностях развития органов и систем, взаимосвязи структуры и функции (функциональный подход) и влиянии факторов внешней среды (экологический подход). Сделан акцент на формирование системы базовых знаний для последующего изучения экологии человека.
Дагестанский филиал:
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Гистология с основами эмбриологии», «Цитология». предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Зоология», «Цитология», «Гистология», «Возрастная анатомия и физиология». Дисциплина «Анатомия и морфология человека» является основой для изучения дисциплин «Теория эволюция», «Физиология человека и животных», «Генетика», «Молекулярная биология», «Общая экология», «Экология человека».
Для освоения дисциплины студент должен знать базовые термины и понятия в области анатомии человека; биологические закономерности развития, присущие всем живым существам, т.к. человек принадлежит к животному миру; социальную сущность человека, позволившую выделиться ему из животного мира; происхождение человека как вида (антропогенез); историческое эволюционное развитие организмов (филогенез); процесс индивидуального развития (онтогенез); формообразующую роль труда; основы смежных морфологических дисциплин: антропологии, гистологии и цитологии.
Введение в анатомию и физиологию человека. Скелет человека. Соединение костей в скелете. Мышцы тела человека. Работа мышц. Пищеварительная система, строение и функции. Дыхательная система, строение и функции. Мочевыделительная система, строение и функции. Половая система, строение и функции. Сердечно-сосудистая система, строение и функции. Эндокринная система, строение и функции. Обмен веществ и энергии. Нервная система, строение и функции центральной и нервной периферической системы. Общий покров (кожа). Органы чувств.
Введение: Основные понятия курса анатомии и физиологии человека (цели, задачи, объекты и методы исследования). Типы телосложения. Возрастная периодизация.
Строение и регуляция функций внутренних органов: Учение о костях – остеология. Соединения костей – артрология. Отделы скелета человеческого организма. Скелет туловища, головы, конечностей. Учение о мышцах – миология. Строение скелетной мышцы как органа. Учение о нервной системе – неврология. Нейрон. Нервные волокна. Рефлекторная дуга. Центральная нервная система. Физиология и строение спинного мозга. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Органы чувств и их проводящие пути. Физиология анализаторов. Физиология ВНД. Пищеварительная система. Общие принципы строения органов пищеварения. Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии. Строение дыхательной системы и ее функции. Регуляция дыхания. Выделительная система. Обзор мочевых органов. Нефрон. Регуляция мочеобразования. Кровь – состав и функции. Иммунитет. Группы крови. Сердечно-сосудистая система. Строение органов и функции. Круги кровообращения. Эндокринные железы функции и классификация. Лимфа. Половая система. Эмбриогенез. Онтогенез – основные этапы индивидуального развития.