В рамках модуля предполагается освоение двух дисциплин «Методика музыкального воспитания детей с особыми образовательными потребностями», «Методика развития изобразительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями», представляющего общие проблемы художественного обарзования детей. Студентам предстоит познакомиться с основными идеями и концептуальными ориентирами в области художественного развития детей с особыми образовательными потребностями (полихудожественный подход, арттерапевтический подход, интегративный подход (использование синтеза искусств и интеграции деятельности детей)); базовыми понятиями в области художественного развития и образования (художественная одаренность, эстетические (музыкальные и художественные) способности, арт-терапевтика и арт-педагогика). Особое место отводится идеям А.Н. Скрябина и арт-терапевтическим подходам. В процессе освоения содержания модуля студенты смогут выделить педагогический потенциал искусства и творческой детяльнотости в развитии, воспитании и образования детей, коррекции ряда состояний и проявлений поведения. В содержании дисциплин модуля значительное место отведится освоению ряда современных педагогических технологий (музейная педагогика, арт-терапевтическая технология, художественное эксприментирование с разнообразными изобразительными материалами, технологии, технологии обогощения музыкального опыта, развития слушательских и испольнителских и творческих (музыкальных) умений, технологии, спроектированные на основе ситнеза искусств и др.). Предусматривается освоение студентами ряда психологических и педагогических тестов (проекционных, рисуночных), позволяющих выявить проявления детей и особенности опыта, развития общих и специальных художественно-эстетических способностей. Запланирование освоение студентами основ проектирование индивидуальных маршрутов поддержки и сопровождения детского творчества (в музыкальном и изобразительном апсекте). В заключение освоения содержания модуля предусматривается обсуждение вопросов взаимодействия с родителями детей с осбоыми потребностями в аспекте художественного развития и воспитания и создания особой предметной среды, ориентированной на формирование эстетических потребностей и способностей детей с особыми потребностями.
Дисциплина «Методика музыкального воспитания детей с особыми образовательными потребностями»: Художественное (музыкальное) образование: современные цели, концепции художественного образования, базовые понятия. Влияние художественной музыкальной культуры и творческой деятельности на развитие, воспитания и образование детей. Этапы развития музыкальных способностей и музыкальной деятельности дошкольников. Особенности творческой деятельности детей с особыми потребностями. Диагностика художественного опыта дошкольников с особыми потребностями. Детская музыкальная одаренность: понятие, проявление. Художественные и творческие способности: феномен, виды, проявление. Современные образовательные программы и технологии развития детского музыкальной деятельности, спроектированные на оснвоении индивидуально-дифференцированного подхода (гендерный признак, «исполнительство-восприятие-творчество» и т.п.). Цели и принципы проектирования индивидуальных маршрутов. Современные технологии художественного развития детей с разными образоватльными потребностями (арт-терапевтчические и педгаогические, технологии, спроектированные на основе синтеза искусств и т.п.). Потенциал социиокультурных учреждений в удовлеторении особых обарзвовательных потребностей дошкольников (филармония, концертные фествиали, театры). Взаимодействие с родителями детей с особыми потребностями: принципы, формы. Своеобразие предметно-развивающей среды, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей в сфере художественного творчества.
Дисциплина «Методика развития изобразительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями»: Идеи и ретроспектива взглядов на проблему развития детского творчества: сущность, потенциал рисунка, его место в развитии человечества и ребенка. Художественное образование: современные цели, концепции художественного образования, базовые понятия. Влияние художественной культуры и творческой деятельности на развитие, воспитания и образование детей. Этапы развития рисования. Особенности творческой изобразительной деятельности детей с особыми потребностями. Диагностика художественного опыта дошкольников с особыми потребностями: тесты и методики оценки рисунка, проявлений твочрества, одаренности, недостатков в развитии моторики. Детская одаренность: понятие, проявление. Художественные и творческие способности: феномен, виды, проявление. Современные образовательные программы и технологии развития детского изобразительного творчества, спроектированные на оснвоении индивидуально-дифференцированного подхода (гендерный признак, асимметрия (право-, лево-полушарные, амбидекстры), «живописцы»- «графики» и т.п.). Принципы проектирования индивидуальных маршрутов. Современные технологии художественного развития детей с разными образоватльными потребностями (арт-терапевтические и педгагогические, музейная педагогика, технологии, спроектированные на основе синтеза искусств и т.п.). Вариативность форм образовательных услуг в сфере художественного образования (студии, кружки, арт-терапевтические группы, художественные школы и т.п.). Взаимодействие с родителями детей с особыми потребностями: принципы, формы. Своеобразие предметно-развивающей среды, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей в сфере художественного творчества.
1. http://www.ict.edu.ru/eor2008/: конкурс "Учебно-методическое обеспечение - Электронные образовательные ресурсы в современной школе" (положения, документы).
2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-29797.html: портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании” (разнообразная информация).
3. http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html: Виртуальные музеи, экскурсии.
4. http://saprr.narod.ru/elektron_uchebnik.htm: Обзор электронных учебных пособий. Электронный учебник
5. http://school-collection.edu.ru/: Коллекция электронных ресурсов.
6. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования «Наша сеть»