Цель изучения модуля предполагает развитие у студентов компетенций, необходимых для решения задач социально-коммуникативного и речевого развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений разных типов. Содержание модуля позволяет установить взаимосвязи между спецификой психического развития и особенностями речевого поведения детей и своеобразием организации их педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения и семьи. Модуль включает две учебные дисциплины «Методика социально-коммуникативного развития детей с особыми образовательными потребностями» и «Методика речевого развития детей с особыми образовательными потребностями». В процессе освоения дисциплин студенты изучают варианты особых речевых и коммуникативных проявлений в поведении детей с особыми образовательными потребностями. Модуль предполагает освоение студентами умений диагностировать достижения и проблемы в развитии общения и речи детей, особенности круга общения, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории развития, создавать условия для педагогического сопровождения развития речи и общения детей. В процессе обученния студенты овладевают технологиями развития творческих речевых способностей детей, элементами педагогической коррекции социального общения ребенка в группе сверстников.
Дисциплина «Методика социально-коммуникативного развития детей с особыми образовательными потребностями» предполагает изучение следующих тем: Вариативность и инклюзивность в социально-коммуникативном развитии детей. Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы дифференциации и индивидуализации воспитания культуры поведения и общения детей в истории отечественной педагогики. Педагогические условия и технологии воспитания культуры общения детей с особенностями и проблемами коммуникации.
Дисциплина «Методика речевого развития детей с особыми образовательными потребностями» предполагает изучение следующих тем: Вариативность и инклюзивность в развитии речевого поведения детей. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития детей. Классические и современные подходы к проблеме развития речи и языковому образованию детей с особенностями освоения системы родного языка. Вариативные проявления в развитии речи детей и их причины: в развитии связной речи, в освоении лексики, грамматики, звуковой культуры речи, основ грамоты. Развитие творческих литературных способностей детей. Педагогические технологии развития речевого творчества детей с признаками проявления литературной одаренности. Педагогические технологии развития общения и речи детей с учетом этнокультурных традиций. Особенности становления языковой личности ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml / Качественное образование. Приоретный национальный проект «Образование».
http://window.edu.ru/window / Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://eor.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.