Дисциплины модуля направлены на повышение экологической грамотности студентов, формирование представлений о человеке как части природы и знаний технологий экологического образования детей дошкольного возраста. В содержании дисциплин подробно освещаются вопросы структуры экосистем и биосферы, особенности взаимодействия организма и среды, экологическое принципы использования природных ресурсов. Показываются способы моделирования состояния и оценки экосистем и прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов. Большое внимание уделяется формированию умений организации педагогического процесса, направленного на формирование экологической культуры.
Волховский филиал:
Содержание дисциплин (основы экологической культуры, теория и методика экологического образования дошкольников) данного модуля направлено на развитие общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации профессиональной деятельности детей в учреждениях дошкольного образования.
На основе изучения дисциплин у обучающихся формируются экологическое сознание и экологическая культура личности будущего педагога, представление об экологической культуре как о совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. Обучающиеся осваивают теорию и методику экологического образования детей в условиях дошкольного учреждениях; овладевают системой психолого-педагогических, методических и специальных умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей.
Изучение дисциплин содействует ознакомлению с практическими умениями и навыками взаимодействия с природой, которые необходимо сформировать у маленьких детей; с методами, формами работы, приемами, используемыми в процессе экологического образования дошкольников; с педагогическими условиями способствующими реализации экологического воспитания и образования; со спецификой перспективного и текущего планирования эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста; с особенностями организации природных зон в помещениях и на территории дошкольного учреждения; с биологическими особенностями живых существ, с которыми чаще всего контактируют дошкольники.
Затрагиваются важнейшие вопросы о месте и роли человека в природе; об актуальных технологиях обучения, о содержании естественнонаучных знаний, о практических умениях и навыках взаимодействия с природой, которые необходимо сформировать у маленьких детей; об организации эколого-развивающей среды; о взаимодействии детского сада и семьи, обеспечивающем единство влияния на личность ребенка в процессе экологического образования.
Большое внимание уделяется вопросам диагностики в эколого-педагогическом процессе дошкольной организации, видам и технологиям педагогической диагностики, педагогическим условиям и методикам проведения обследования, анализу результатов, их количественной и качественной характеристики.
Предусматривает формирование представлений о прогнозировании экологического развития детей дошкольного возраста.
Содержание модуля рассматривает различные виды педагогической деятельности, направленные на становление профессиональных компетенций, помогает связывать теоретические положения педагогики и психологии с реальным воспитательным процессом в образовательных учреждениях, способствуя более глубокому осознанию педагогической действительности.
Экология как наука; структура биосферы; экологические системы; взаимоотношения организма и среды; классификация экологических факторов; экология и здоровье человека; сохранение здоровья человека в условиях экологического кризиса; экологические принципы рационального природопользования природных ресурсов и охрана природы; типы экологического сознания.
Обучающая и воспитывающая функции природы; формирование готовности ребенка к взаимодействию с окружающей средой; формирование экологической нравственности личности дошкольника; критерии сформированности экологической воспитанности.
Волховский филиал:
Понятие экологии как науки, ее разделы в применении к дошкольному образованию.
Волховский филиал:
1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск, 2008. http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20metodika%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20-%20Kurs%20lektsiy%20-%202008.pdf1 http://www.vesti-nauka.ru – сайт новостей в науке.
2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М., 2010. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=Ij1GjsNXQvAFG4FjIhNkMgLj8HZ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9kb3UxMi11Z2Fuc2submFyb2QucnUvT2JyYXpkZWF0ZWwvcy5uLW5pa29sZXZhX3Byb2dyYW1tYV9laGtvbG9naWNoZXNrb2dvX3Zvc3BpdGFuaWoucGRmIiwidGl0bGUiOiJzLm4tbmlrb2xldmFfcHJvZ3JhbW1hX2Voa29sb2dpY2hlc2tvZ29fdm9zcGl0YW5pai5wZGYiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI2MDU0MTcwODE1MDY2OTYxMjciLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MTA1NDYwODcxNDB9&page=1&lang=ru
3. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М., 2013. http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_23245.pdf