Целью и ожидаемыми результатами изучения дисциплины являются содействие формированию базовых и профессиональных компетенций студентов через формирование целостной картины происхождения, становления, жизненного уклада и своеобразия облика человечества с древнейшего периода его истории на основе вещественных исторических источников.
В ходе освоения дисциплины студенты осваивают специфические особенности археологии как особой отрасли системного знания, ее границы, содержательную емкость, понятийный аппарат и функции, узнают основные научные направления и концепции археологического изучения объектов материальной культуры, методологические подходы к изучению особенностей хозяйственного уклада и религиозных представлений человечества в его историко-культурном развитии, направления эволюции технологии и влияния этого процесса на все сферы материальной и духовной жизни человечества. Дисциплина позволяет научиться проводить научную реконструкцию архаических эпох, типов хозяйственного уклада, духовных представлений, характеризовать проблемы антропогенеза в свете современных научных данных, использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, презентовать результаты археологического исследования, а также овладеть четким представлением о различных ступенях общественного развития в прошлом, в дописьменный и раннеписьменный периоды, целостной картиной происхождения, становления, жизненного уклада и своеобразия облика человечества с древнейшего периода его истории на основе вещественных исторических источников, научными методами проведения археологических изысканий, осознанием необходимости и возможностей охранять и защищать культурное наследие прошлого.
Основные темы: Археология в системе наук. Предмет, источники, задачи и методы археологии. Каменный век: особенности эпохи и антропогенез. Эпоха раннего металла. Ранний железный век. Восточная Европа в раннем средневековье. Археология Древней Руси. Средневековая Русь и ее соседи по археологически данным.
Дисциплина предусматривает лекционные и практические занятия.
Дисциплина является необходимым подготовительным этапом для прохождения археологической практики.