Дисциплина нацелена на формирование у студентов целостного представления о развитии русской исторической науки на протяжении всей истории России, этапов складывания исторической мысли в стране и обществе. Содержательное наполнение предлагаемой дисциплины обусловлено пропедевтическим характером дисциплины и включенностью в его систему исторических дисциплин. Предлагаемая программа ориентируется на прин?цип системно-структурного анализа. В процессе усвоения знаний студент анализирует историографический процесс, что позволяет ему глубже по?нять содержание этого процесса, взаимные связи внутреннего развития исторической науки, воздействия на нее общественных и философских тео?рий, социально-политического фактора. Реализация принципа системно-структурного анализа предполагает учет и ориентацию на учебную ситуацию, связанную с преподаванием и усвоением отечественной историографии, с понимани?ем содержания ее процессов и фактов, более глубоким осознанием зако?нов, управляющих этими процессами.
Периодизация русской историографии. Историческое сознание восточных славян накануне образования Ки?евской Руси. Исторические дискуссии о происхождении русского государ?ства. «Повесть временных лет»: особенности этого исторического памятника эпохи, этапы изучения и точ?ки зрения различных исследователей. Историческая мысль на Руси в период ХIII-ХV вв. Основные памят?ники исторической мысли эпохи. Историческое знание в России в XVII в. Попытки установления госу?дарственной системы изучения отечественной истории. «Смутное время» и его влияние на историческое сознания жителей Московского государства. Историческая мысль в России в эпоху Петра ВеликогоНачало создания основ русской академической исторической науки. Начало противостояния норманистов и антинорманистов в русской исторической науке. Проблемы методологии и методики исследований во второй половине XVIII в. Творчество Н.М. Карамзина. Появление исторических школ в России. Историческая концепция СМ. Соловьева. ВО. Ключевский и его теория. Проблема кризиса науки к началу XX в. Московская и петербургская историче?ские школы. Русская революция 1917 г. и ее влияние на развитие русской истори?ческой мысли и науки. Пересмотр истории России марксистскими учеными. Советская историческая наука в 30-е гг. Великая Отечественная война и начало создание ее истории. Послевоенная историография войны. Дискуссии по проблема истории русской революции на рубеже 50-60-х гг. Преследование историков, допускающих критическое отношение к истории КПСС на разных ее этапах. «Белые пятна истории»: феномен данного определения. Демонтаж марксистской методоло?гии истории. Создание суверенных национальных исторических школ.
http://www.worldhist.ru/about/index.htm -«Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство»;
http://www.shpl.ru/index.phtml - «Государственная Публичная Историческая Библиотека»;
http://www.krugosvet.ru - Образовательный проект «Кругосвет»;
http://militera.lib.ru/ - «Военная литература»;