Содержание курса «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» ориентировано на рассмотрение одной из наиболее актуальных социо-гуманитарных проблем в системе образования, а именно, состояния, перспектив, организации инклюзивного обучения в России и за рубежом. Инклюзивное образование рассматривается как модель совместного обучения лиц с нормальным и нарушенным развитием, в связи с чем определяется доступность образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовое, организационное и инфраструктурное обеспечение инклюзивного образовательного процесса.
В содержании курса раскрываются такие понятия как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалид, инклюзивное образование, социальная интеграция, интегрированное обучение, адаптация, реабилитация, институциональное обеспечение инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с ОВЗ и т.д.
В ходе курса анализируется состояние и перспективы развития инклюзивного образования, определяется нормативно-правовая база инклюзивного образования, рассматривается социальная значимость распространения инклюзивного образования в России и за рубежом. Кроме этого, раскрываются социальные, психолого-педагогические, организационно-методические и другие аспекты деятельности, направленной на взаимодействие с детьми, имеющими нарушения слуховой, зрительной, интеллектуальной и двигательной сферы в процессе образовательной инклюзии. В частности, предлагаются основные характеристики инклюзивного образования, в том числе, обеспечение равных возможностей в получении образования, доступность среды, психолого-педагогическое сопровождение в процессе обучения, социальное партнерство и т. д.
Структурно-содержательное построение курса позволяет рассмотреть основные вопросы, затрагивающие организационные аспекты и инфраструктурное обеспечение инклюзивного образования (типы учреждений; организационно-педагогические формы деятельности; взаимодействие с семьей, социальными службами и общественными организациями и др.). Особое внимание уделяется вопросу взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения детей с нарушениями слуховой, зрительной, интеллектуальной, двигательной сферы.