Общая характеристика дисциплины: В содержании дисциплины рассматриваются теоретические основы педагогической психологии как необходимой базы для развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, осознания своих прав, возможностей и ответственности, постановке жизненных целей и их реализации в просоциальной деятельности; методические основы построения психолого-педагогической работы для осуществления практики отношений в диалоге через включение поисковой активности, мотивации и рефлексивных процессов;возможности современной социокультурной ситуации для освоения учебной деятельности, обеспечения качества учебной и воспитательной работы, создания и психолого-педагогического сопровождения проектов совместной деятельности в образовательной среде.
Выборгский филиал:
В содержании дисциплины дается характеристика закономерностей освоения социокультурного опыта человеком, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение таких прикладных проблем психологии как психология обучения, психология воспитания и психология учителя. Раскрывая психологическую сущность учебного процесса, студенты проводят исследования, которые направлены на выявление: взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем; соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения; возможностей управления процессами учения и развития ребенка; психолого-педагогических критериев эффективности обучения и так далее.
Особое внимание уделяется вопросам психологии воспитания, где студенты изучают закономерности процесса усвоения школьниками нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Педагогическая психология как наука. Учитель и ученик: взаимодействие и сотрудничество в образовательном процессе (Личность ученика: развитие, научение и обучение). (Личность учителя и эффективное преподавание). Теории учения и технологии обучения.
Выборгский филиал: Место педагогической психологии в системе психолого-педагогического знания. Психология профессиональной деятельности педагога. Модели обучения: познавательная, коммуникативная, кибернетическая. Проблемное обучение: как реализация познавательной модели обучения, создание проблемных ситуаций и организация поисковой активности учащихся. Психология учения. Мотивация учения. Возрастная динамика мотивов учебной деятельности учащихся. Учащиеся как субъект учебной деятельности. Психологические основы технологий обучения. Психология воспитания. Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный учебник http://ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/metod.html
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М.,1997 http://alpha.npi.msu.su/~ptr/lishin/win/index.html
Выборгский филиал: