В условиях, нарастающих в современном мире социально-политических изменений, перемен в культуре и науке, неопределенности на рынках морали, проблема обнаружения и возрождения «традиционных ценностей» и «столпов культуры», приобретает особую актуальность. Поэтому вполне понятно стремление многих политиков, ученых и богословов найти некий «базисный» и даже «всемирный этос», который сможет остановить наступление «новой необозримости», способствовать «преодолению если и не полного, то частичного исторического провала (или исчерпанности) предыдущего позитивного проекта». Параллельно и религия после длительного «гетто секуляризации», начиная с 1970-х гг. стремительно возвращается в публичную сферу. Сегодня ее присутствие заметно в политике, экономике, культуре, образовании, социальной сфере, что заставляет уже говорить о процессах десекуляризации, контрсекуляризации или постсекуляризации в современном мире.
Однако столь явный «поворот к религии» и ее собственная заявка на публичность, неизбежно ставят сложные и болезненные вопросы. Какой она «возвращается» в этот новый мир? Что происходит с ней дальше? Обладает ли она той универсальностью, чтобы взять на себя ответственность за легитимацию перемен, за социальное восприятие и духовно-нравственное здоровье? До каких пределов она может проникать в публичные дискуссии и «где именно должен быть установлен фильтр, пропускающий религиозные содержания дальше?». Не породит ли это «возращение» новые и еще более труднопреодолимые угрозы и риски?
На все эти вопросы вы можете найти квалифицированный ответ в дисциплинах модуля "История религиозных культур".