Аннотация дисциплины «Краеведение в школьном историческом образовании»

Краткое описание

Дисциплина направлена на создание условий для овладения студентами определённой суммой исторических знаний, необходимых для понимания и объективного оценивания общественных процессов, происходящих в регионе, и подготовку студентов к методической деятельности учителя истории в современной средней школе, на формирование у студентов познавательного интереса и ценностного отношения к методической деятельности учителя, включающей краеведческую работу. Показаны роль и место краеведения в отечественном образовании. Большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей студентов на основе мыслительных операций по сопоставлению, анализу и обобщению исторических фактов; - через развитие образного и логического мышления студента формирование мыслительной эмоционально-нравственной стороны личности; - развитие способностей самоопределяться и самореализовываться на основе знаний об окружающем мире.

Основные темы

Краеведение как отрасль научных знаний. Краеведение как общественное движение. Проблема соотношения локальной, отечественной и всемирной истории. Причины, обусловившие интерес к изучению отдельных районов России. Становление научного краеведения. Обобщение современного опыта отдельных регионов России по изучению своего края. Современные проблемы научного краеведения. Развитие школьного краеведения ХVIII-XX вв. Современные подходы в изучении края (дифференцированный, комплексный, культурологический). Современные пути изучения края в школах (фрагментарное введение в уроки, создание предметной области, факультативные занятия). Определение концептуальных подходов к периодизации отечественной истории. Обоснованность применения определенного подхода к периодизации местной истории. Классификация краеведческих источников. Знакомство с наиболее характерными для каждого периода местной истории источниками; характеристика края в определенный период истории на основе указанных источников; выявление роли края в истории Отечества. Роль краеведческого материала в региональном компоненте образования. Комплексный, дифференцированный, культурологический подходы в преподавании краеведческого дисциплины. Пути введения краеведческого материала в учебные планы.