Дисциплина нацелена на подготовку студентов к методической деятельности учителя истории в современной средней школе, на формирование у студентов познавательного интереса и ценностного отношения к методической деятельности учителя истории. Вопросы теории и практики обучения истории раскрываются в контексте опыта развития исторического образования в России, соотносятся с достижениями современного отечественного и зарубежного преподавания. Показаны основополагающие идеи классической методики преподавания истории, раскрываются инновационные подходы к соответствующим проблемам, существующие в современных научных методических исследованиях и практике преподавания. В содержании дисциплины отражено проблемное состояние педагогической и базовой исторической науки. В процессе изучения дисциплины предполагается использование форм и приемов обучения, ориентированных на развитие творческой самостоятельности студентов.
Современные подходы к научному описанию процесса обучения. Соотношение понятий методика обучения истории и предметные технологии. Общая характеристика методов научного исследования проблем школьного обучения истории. Возникновение и развитие исторических знаний в России 11-17 вв. Развитие методики преподавания истории как науки. Современная система исторического образования в России. Место истории в системе среднего образования и проблема определения целей обучения истории. Обучение истории как процесс деятельности ученика. Возрастные познавательные возможности учащихся в обучении истории. Принципы конструирования учебного материала, определяемые спецификой исторического содержания. Принципы отбора учебного исторического содержания. Классно-урочная система обучения истории. Деятельность учителя по освоению системы обучения истории в школе. Планирование процесса изучения курсов истории. Характеристика основных концептуальных подходов к способам обучения в контексте проблем преподавания истории. Источники и средства обучения истории в школе. Методы обучения истории. Педагогическая техника проведения урока. Современные требования к уроку истории. Проверка результатов обучения истории. Классификация форм внеурочной деятельности учащихся и их характеристика.
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/
Сетевое объединение методистов. В помощь учителю http://som.fio.ru/
Учитель.ru http://new.teacher.fio.ru/
Социально-гуманитарное и политологическое образование http://www.humanities.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://historydoc.edu.ru/
Профильное обучение в старшей школе http://www.profile-edu.ru
Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе» http://pish.newmail.ru
Газета для учителей истории и обществоведения «История» http://his.1september.ru/index.php
Новые педагогические технологии. Дистанционный курс для учителей http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html