В содержании дисциплины дается характеристика всех видов психического дизонтогенеза. Основное содержание дисциплины посвящено закономерностям и проблемам развития аномального ребенка при различных типах дизонтогенеза. Раскрываются вопросы первичной диагностики и коррекционной работы с такими детьми. В заключении освещаются вопросы социальной адаптации и абилитации ребенка со специальными нуждами в условиях современного инклюзивного образования.
Дефект и его структура. Психический дизонтогенез. Специальная психология и коррекционная педагогика как отрасли, нацеленные на помощь в адаптации детей со специальными нуждами. Когнитивная деятельность, развитие личности и социализация детей с психическим недоразвитием и поврежденным психическим развитием. Когнитивная деятельность, развитие личности и социализация детей с задержанным психическим развитием (конституциональный вариант, соматогенный вариант, психогенный вариант, церебрастенический вариант). Когнитивная деятельность, развитие личности и социализация детей с дефицитарным развитием: психическое развитие при нарушениях (отсутствии) зрения, нарушениях (отсутствии) слуха, нарушениях речи, опорно-двигательного аппарата. Когнитивная деятельность, развитие личности и социализация детей с искаженным психическим развитием. Когнитивная деятельность, развитие личности и социализация детей с дизгармоническим психическим развитием. Проблемы социализации детей со специальными нуждами в условиях инклюзивного образования.