Дисциплина говорит о том, что создавая внешнюю форму спектакля, режиссер должен воссоздать эпоху, среду, обстановку, в которой происходит действие, выразить идею и настроение и тем самым способствовать воплощению своего режиссерского замысла. Именно в результате кропотливой работы режиссер с помощью декораций, костюмов, художественного освещения создает целостный зрительный образ спектакля. Художественное оформление спектакля непосред-ственно участвует в развитии действия, помогает раскрытию его замысла. Современный режиссер (руководитель) молодежного или любительского театра обязан быть универсальным театральным специалистом, должен уметь грамотно оперировать сценическим освещением, разбираться в свойствах различных материалов, знать работу художника, костюмера, гримера, монтировщика, уметь чертить, производить технические расчеты. Он должен видеть не декорации, костюмы, гримы и т.д. в отдельности, но весь спектакль в целом.
Достижения современной техники вносят на сцену много технических усовершенствований, что, с одной стороны, упрощает, а с другой — усложняет приемы работы театрального режиссера. В настоящее время в его распоряжении сложная компьютерная техника, видеопроекции, люминесцентный свет, синтетические материалы и т.д. Все это расширяет арсенал выразительных средств режиссера, с помощью которых можно усиливать эмоциональное воздействие театральной постановки.