Аннотация дисциплины «Оперативное социологическое сопровождение бизнес-процессов»

Краткое описание

Данная дисциплина нацелена на предоставление магистрантам, обучающимся по специальности «Социология бизнес-процессов», необходимых знаний и компетенции по организации социологического сопровождения бизнес-процессов.

Основные темы

Тема 1. Сущность и специфика социологического сопровождения бизнес-процессов. Предмет и метод социологического исследования. Понятие социологического исследования. Соотношение понятий: социологическое исследование, эмпирическое исследование, прикладное исследование. Социологическое исследование и социологическое обследование.
Тема 2. Организация социологического сопровождения бизнес-процессов. Создание исследовательской "команды" и распределение функций. Организация концептуальной разработки исследования и создания инструментария. Подбор "полевой команды". Обучение интервьюеров. Особенности проведения пилотажного исследования. Решение проблемы доступа к единицам исследования. Разработка плана полевого обследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных. Управление процессом полевого обследования. Контроль интервьюеров и первичных данных в процессе полевого обследования. Организация приема результатов обследования от интервьюеров.
Тема 3. Виды социологических исследований. Критерии классификации социологического исследования. Описательные, аналитические, пилотажные, повторные (трендовые, панельные, лонгитюдные), маркетинговые, сравнительные, оценочные, социологический мониторинг. Специфика задач, решаемых отдельными видами социологического исследования. Возможности и ограничения отдельных видов социологического исследования. Критерии выбора вида социологического исследования.
Тема 4. Качественные и количественные методы. Основные направления количественной социологии (позитивизм, структурный функционализм, марксизм). Основные направления качественной социологии (символический интеракционизм, феноменология, этнометодология). Методы сбора информации в количественных и качественных исследованиях. Принципы качественных исследований. Методология двойной рефлексивности Т. Шанина. Сравнения количественных и качественных методов. Принцип дополнительности двух методологий.
Тема 5. Логика социологического исследования. Логика исследования как последовательность и взаимосвязь познавательных процедур для получения научных знаний об изучаемых социальных явлениях. Основные исследовательские приемы: описание з объяснение, понимание, прогнозирование.
Тема 6. Программа социологического исследования: общие принципы построения. Общее назначение и задачи программ социологического исследования. Основные этапы разработки программ. Структура программы. Методологическая, организационная и методическая функции программ. Принципиальный (стратегический) план исследования. Общие требования к построению программ теоретического, эмпирического и прикладного социологического исследования.
Тема 7. Метод социологического опроса. Становление и развитие опроса как социологического метода. Возможности и границы опроса в социологии (в методологическом и техническом аспектах). Основное назначение и области применения метода опроса. Особенности, преимущества и недостатки метода опроса в социологическом исследовании. Виды опроса, их качественные характеристики и специфика использования. Место опроса среди других методов сбора социологической информации. Типичные ошибки в проведении опроса. Сфера применения анкетирования и интервьюирования. Организация проведения опроса. Подбор и подготовка интервьюеров, анкетёров и кодировщиков. Обеспечение достоверности и надежности данных.
Тема 8. Анкетирование как разновидность опроса. Особенности анкетирования и его основные виды (прессовое, почтовое, раздаточное). Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества. Этапы анкетного опроса. Социологическая анкета, ее логическая и организационная структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Требования к анкете. Виды вопросов анкеты, ее композиция и оформление. Выбор типа вопроса: неструктурированные (открытые), структурированные (закрытые), полу структурированные (полузакрытые). Правила формулировки отдельных вопросов. Последовательность вопросов в анкете. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования. Верстка и тиражирование анкеты. Пилотаж анкеты.
Тема 9. Интервьюирование как разновидность опроса. Особенности организации и проведения интервью. Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Преимущества и недостатки метода. Этапы подготовки и проведения интервью. Виды интервью. Нарративное интервью. Особенности проведения стандартизированного и нестардартизированного (глубинного) интервью. Трудности применения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. Моральные обязательства интервьюера. "Эффект интервьюера". Особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью.
Тема 10. Метод наблюдения. Основное назначение, особенность, преимущества и ограничения метода наблюдения в социологии. Границы применения и место среди других методов сбора информации. Виды наблюдения и методические требования к ним. Характеристика категорий наблюдения. Типичные ошибки в применении социологического наблюдения. Разработка программы наблюдения. Инструментарий наблюдения: дневник, инструкция наблюдателя, карточка наблюдателя. Анализ и обработка материалов наблюдения. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении метода наблюдения. Применение метода в российской и зарубежной практике.
Тема 11. Метод «Кейс-стади». Общая характеристика метода «кейс-стади» как особой исследовательской стратегии, направленной на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая).
Особенности использования «метода отдельного случая» в социологических исследованиях. Объект и предмет изучения. Методы исследования: включенные наблюдения, глубинные интервью и т.д. Источники получения социологических данных.
Тема 12. Метод фокус-группы в социологическом исследовании. Понятие фокус-группы. Общая характеристика фокус-группы как качественного метода сбора социологической информации. Место метода фокус-группы в системе методов социологического исследования. Организация фокус-группы. Способы отбора участников и формирования фокус-групп. Длительность проведения фокус-группы. Методы "снежного кома", видеозаписи, "одностороннего зеркала" и другие. Решающая роль модератора (организатора дискуссии) в фокус-группе. Гайд (сценарий) фокус-группы. Интерпретация результатов. Анализ видеоданных. Составление отчета по результатам проведения фокус-группы. Модификации фокус - групп: двойные фокус-группы, фокус-группы с двумя модераторами, группы с модератором-респондентом, группы с участием клиента, мини-группы, телесессии, Интернет фокус-группы, электронные фокус-группы. Преимущества и недостатки фокус-групп. Границы и сферы применения метода.
Тема 13. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
Определение метода экспертной оценки. Методологическое обоснование применения метода экспертной оценки в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применения метода. Место метода экспертной оценки в системе методов социологических исследований. Классификация экспертных методов. Процедура проведения экспертного опроса. Способы отбора экспертов: объективный и субъективный подходы. Методические ограничения экспертного опроса. Интервью с экспертом: особенности проведения. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении экспертных методов в социологии.
Тема 14. Анализ документов в социологическом исследовании. Понятие документа в социологии. Документы как важнейший источник социологической информации. Классификация документов. Основное назначение и области применения метода анализа документов. Нормативные требования к документальной информации в социологии. Особенности, преимущества и недостатки метода анализа документов в социальном познании. Виды документов, используемых в социологическом исследовании. Этапы и процедуры анализа документов. Этапы внешнего анализа и общая характеристика содержания документа. Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании. Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Основные направления использования. Сущность метода, его сильные и слабые стороны. Специфика применения метода контент-анализа при изучении документов, их систематизация. Анализ публикаций в прессе, писем и других источников. Инструментарий метода контент-анализа, его основные параметры. Техническая сторона контент-анализа. Соотношение метода контент-анализа с другими приемами социологического анализа документов и методами социологического исследования.
Тема 15. Метод социометрии в социологическом исследовании. Общая характеристика социометрического метода, его возможности и ограничения. Социометрические критерии, их виды. Программа проведения социометрического опроса. Процедура проведения социометрического опроса. Виды записи результатов социометрического опроса. Социометрическая матрица. Анализ результатов социометрических измерений. Социометрические индексы и их виды. Социограмма. Проблема измерения групповой сплоченности. Использование социометрической методики для изучения иерархии групповых ценностей. Этические проблемы при организации социометрического опроса. Трудности и ограничения применения социометрии в социологических исследованиях.
Тема 16. Возможность и границы использования социологического сопровождения бизнес-процессов. Сферы применения в социологии математических и статистических методов. Многомерные методы анализа данных. Особенности интерпретации количественных параметров.
Тема 17. Сферы применения социологических знаний: маркетинговые исследования. Область применения маркетинговых исследований и их роль в маркетинге. Понятие маркетингового исследования. Особенности организации и проведения маркетинговых исследований. Классификация маркетинговых исследований: опросы Гасе-ю-&се, Ьа11-1ез1;, Ьоте-1е81, туарегу §поррт§, отшЪш.
Тема 18. Сферы применения социологических знаний: политические исследования. Методы политических исследований. Опросы на входе и на выходе. Праймериз. Ехп-Ро11. Политический рейтинг.
Тема 19. Научные центры эмпирической и прикладной социологии за рубежом. Современное состояние и основные тенденции развития эмпирической и прикладной социологии на Западе. Основные центры изучений общественного мнения: Институт Гэллапа, Натз роШ, Институт демоскопии.
Тема 20. Отечественные научные центры изучения общественного мнения.
Рынок социологических услуг в России. Основные центры изучения общественного мнения и их специфика: ВЦИОМ, РОМИР, ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), КОМКОН, ЦЕССИ, ИНИОН РАН и т.д. Рынок социологических и маркетинговых услуг Санкт-Петербурга. Специфика маркетинговых организаций, особенности, принципы проведения исследований.

Электронные образовательные ресурсы

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/
http://www.biblioclub.ru
http://e.lanbook.com